Опубликован проект постановления правительства о системе управления реализацией программы «Цифровая экономика»

453

Минкомсвязь опубликовала на портале для общественных обсуждений проект постановления правительства о системе управления реализацией программы «Цифровая экономика».

Обсуждение документа продлится до 15 августа.

Напомним, в июле президент России Владимир Путин поручил правительству совместно с автономной некоммерческой организацией (НКО) «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» и иными организациями разработать и принять правовой акт, определяющий систему управления реализацией программы «Цифровая экономика», а также оказать содействие «ведущим организациям в цифровой экономике» для создания некоммерческой организации, которая займется развитием цифровой экономики в России.

Правовой акт должен включать, в частности:

  • определение некоммерческой организации и её функций, включая в том числе взаимодействие с бизнес-, научно-образовательными и иными сообществами, определение их потребностей в области цифровой экономики;
  • определение центров компетенций по направлениям реализации программы;
  • формирование рекомендаций по повышению эффективности расходования средств федерального бюджета на реализацию мероприятий программы и пр.

Разработать документ необходимо до 20 августа.

Опубликованным в среду 9 августа проектом постановления предполагается утвердить три документа: «Порядок подготовки и изменения планов мероприятий по выполнению программы «Цифровая экономика», «Положение о разработке, отборе, реализации и мониторинге проектов в целях реализации планов мероприятий программы «Цифровая экономика», «Организационно-функциональная структура системы управления реализацией программы «Цифровая экономика».

О программе «Цифровая экономика»
Программа «Цифровая экономика РФ» утверждена в конце июля 2017 года.

Программой определены цели, задачи, направления и сроки реализации основных мер государственной политики по созданию необходимых условий для развития в России цифровой экономики, в которой данные в цифровом виде являются ключевым фактором производства во всех сферах социально-экономической деятельности.

Программа определяет пять базовых направлений развития цифровой экономики в России на период до 2024 года:

  • нормативное регулирование;
  • кадры и образование;
  • формирование исследовательских компетенций и технических заделов;
  • информационная инфраструктура;
  • информационная безопасность.

В дальнейшем программу планируется дополнить отраслевыми проектами. Такие проекты, в соответствии с программой, предусмотрены, в частности, в области здравоохранения, умных городов и государственного управления, включая контрольно-надзорную деятельность.

Механизмы, источники и объёмы финансирования планов мероприятий программы «Цифровая экономика», согласно поручению президента, необходимо определить и утвердить до 31 октября 2017 года.

В соответствии с проектом постановления, управлять подготовкой и изменениями планов реализации мероприятий программы должна специально создаваемая автономная некоммерческая организация.

Ответственность за реализацию направлений программы «Нормативное регулирование» и «Кадры и образование» предлагается возложить на Минэкономразвития, за «Формирование исследовательских компетенций и технических заделов», «Информационная инфраструктура» и «Информационная безопасность» — на Минкомсвязь.

Организационно-функциональная структура системы управления

В процессе управления реализацией программы «Цифровая экономика», согласно проекту постановления правительства, участвуют:

  • рабочая группа Экономического совета при президенте Российской Федерации;
  • правительственная комиссия по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности;
  • подкомиссия по цифровой экономике правительственной комиссии;
  • автономная некоммерческая организация (АНО);
  • ответственные по направлениям программы федеральные органы исполнительной власти;
  • экспертные центры компетенции по направлениям реализации планов мероприятий программы «Цифровая экономика».

Планирование мероприятий

За планирование мероприятий отвечают: подкомиссия; АНО; центры компетенции (составы которых определяются из числа представителей бизнес-сообщества на площадке АНО); ответственные федеральные органы исполнительной власти; заинтересованные федеральные органы государственной власти, органы власти субъектов РФ, учреждения и организации.

Алгоритм планирования таков:

Центры компетенции разрабатывают проект плана мероприятия, после чего АНО проводит экспертизу проекта плана и готовит заключение, вместе с которым направляет проект плана в ответственный федеральный орган исполнительной власти.

Соответствующее федеральное ведомство рассматривает проект плана и согласует с заинтересованными органами государственной власти, после чего проект рассматривается подкомиссией по цифровой экономике. По результатам проект направляется для утверждения в правительственную комиссию или возвращается в АНО на доработку.

После утверждения правительственной комиссией план мероприятий подлежит реализации.

В дальнейшем план может быть скорректирован по инициативе ответственного федерального органа исполнительной власти или АНО, которые вправе направить соответствующие предложения в подкомиссию. Корректировка плана обусловливается «результатами проводимого мониторинга реализации планов мероприятий, с учётом текущей экономической ситуации, а также по иным причинам», и осуществляется в описанном выше порядке.

Отбор проектов и мониторинг исполнения планов мероприятий

В соответствии с проектом постановления, проекты «Цифровой экономики» должны:

  • соответствовать программе «Цифровая экономика» по целям, срокам, направлениям показателям и результатам (результаты проекта должны соответствовать «и значимым контрольным результатам планов мероприятий»);
  • содержать описания системы управления, критериев оценки успешности реализации и завершения, указание ответственных за реализацию;
  • содержать обоснование целесообразности в свете достижения «целей, задач, ожидаемых результатов и целевых показателей проектов «Цифровой экономики»;
  • содержать сведения о наличии средств на реализацию проекта, «а в случае их отсутствия сведения о механизмах их привлечения в рамках соответствующих проектов «Цифровой экономики», в том числе предоставления поддержки за счет средств федерального бюджета»;
  • содержать описание проекта и обосновывающие материалы.

Разработка проектов «Цифровой экономики» осуществляется центрами компетенции по направлениям реализации планов мероприятий, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ по согласованию с ответственным федеральным органом исполнительной власти по соответствующему направлению реализации программы «Цифровая экономика» и АНО.

Проект постановления правительства в «Положении о разработке, отборе, реализации и мониторинге проектов в целях реализации планов мероприятий программы «Цифровая экономика» определяет по этапам и срокам описанную выше процедуру прохождения проектов «Цифровой экономики» от их подготовки центрами компетенции до утверждения правительственной комиссией.

Мониторинг реализации проектов «Цифровой экономики» осуществляет АНО. Мониторинг «представляет собой систему мероприятий, направленных на оценку эффективности реализации проектов, с учётом:

  • соответствия целевым показателям программы «Цифровая экономика», степени достижения целей, реализации задач и достижения ожидаемых результатов, полноты достижения контрольных событий;
  • оценки рисков проектов и полноты мероприятий по управлению рисками;
  • фактических затрат на реализацию проектов, «в том числе по отношению к установленному плановому значению».

Порядок мониторинга, включая методику экспертной оценки реализации проектов «Цифровой экономики», разрабатывается АНО и представляется на утверждение подкомиссии. АНО представляет результаты мониторинга в подкомиссию ежегодно.

По итогам мониторинга, при необходимости, на рассмотрение подкомиссии выносится вопрос о внесении изменений в проекты «Цифровой экономики». Основанием для этого служат: неполное или несвоевременное выполнение проектов; отклонение достигнутых значений целевых показателей от целевого уровня; утрата актуальности целей и задач проектов с учётом обстоятельств, не связанных с их реализацией; существенные риски проектов, мероприятия по минимизации которых требуют дополнительных ресурсов или времени.