Только-только Минкомсвязь полностью укомплектовалась заместителями министра, как снова вакансия: уходит Марк Шмулевич, курировавший IT-индустрию.
Это плохо.
Дело не в выдающихся личных качествах Марка Шмулевича, я о них почти ничего не знаю, знаю разве что 1) выпускники Физтеха неэффективными не бывают и 2) этот экземпляр выпускника Физтеха циничен, как Ленин из анекдота.
Однажды Шмулевич умудрился сообщить через пресс-службу, что на круглый стол по IT-безопасности и, как бы теперь сказали, импортозамещению, он в Госдуму не приедет, т.к. будет на пресс-конференции в РИА Новости, а в РИА Новостях на той самой пресс-конференции было заявлено, что Шмулевич – в Госдуме на круглом столе. Ничего страшного, даже забавно.
Плох не Шмулевич, а сам факт смены куратора отрасли. Был уже прецедент. Осенью прошлого года из Минкомсвязи ушел замминистра Денис Свердлов, отвечавший, в частности, за электронное правительство, и электронному правительству лучше точно не стало, сейчас только появилась некая ясность с перспективами его развития, пусть и сомнительными. А в министерских планах Свердлов до сих пор много за что считается ответственным вплоть до 2018 года.
Шмулевич тоже. Он отвечает (т.е. отвечал), в частности, за 9 миллиардов долларов IT-экспорта в 2018 году.
В IT-индустрии считают главным, что сделано Марком Шмулевичем на госслужбе хорошего – 1) принятие стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014–2020 годы и на перспективу до 2025 года и соответствующей дорожной карты; 2) снижение необходимого для получения налоговых льгот порога численности персонала программистских компаний и 3) облегчение процедуры найма в российские IT-компании иностранных специалистов. И сожалеют, что придется заново налаживать связи с Минкомсявязью, которая еще неизвестно кого вместо Шмулевича наймет.
Исполнительный директор АП КИТ (Ассоциация предприятий компьютерных и информационных технологий, в нее входят крупнейшие российские и иностранные IT-компании) Николай Комлев говорит, что Минкомсвязь при Шмулевиче хотя и не полностью, но приняла разработанные АП КИТ совместно с McKinsey предложения по стратегии развития отрасли (тот самый документ, который упомянут выше), но критикует регулятора за то, что он игнорировал интересы значительной части индустрии: «К стратегии мы шли слишком долго, но при Шмулевиче, наконец, дошли. Наши предложения, правда, вошли в нее лишь частично – регулятор не принял на себя ответственность за сферу, где работают интеграторы, дистрибуторы и интернет-компании, а они — важная составляющая IT-индустрии. Зато программное обеспечение, особенно заказное, стартапы, подготовка кадров – с этим все в порядке. Я не ставил бы Шмулевичу оценку в целом, что-то было хорошо, что-то – недостаточно. Что в перспективе? В министерстве не так быстро появляются заместители министра, вспомните, например, сколько времени прошло до назначения Соколова. Опять же неизвестно, кто придет: если далекий от отрасли человек, то задержка окажется еще и к лучшему, не всякое регулирование у нас идет во благо».
Комлев допускает, что должность может долго оставаться вакантной – в нынешней политической ситуации неизвестно, много ли желающих найдется ее занять.
Этот комментарий, в свою очередь, тоже может быть откомментирован – просто указанием на известные факты. Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014–2020 годы и на перспективу до 2025 года действительно была подготовлена не в Минкомсвязи – это сделали отраслевая ассоциация и американская консалтинговая компания, Минкомсвязь только фрагментировала документ, отказавшись от некоторых его частей. Что касается стартапов, то следует сказать о реанимации Минкомсвязью при решающем участии Шмулевича «Росинфокоминвеста» (Российский инвестиционный фонд информационно-коммуникационных технологий). Фонд за год работы не инвестировал ни в один стартап.
Что касается снижения порога численности IT-компаний, имеющих право на льготы, то это – сильно запоздавшее исполнение решения новосибирского совещания по вопросу «О повышении эффективности государственного управления при использовании информационных технологий», которое провел Владимир Путин в бытность председателем правительства (февраль 2012 года). Тогда четырем министерствам, Минкомсвязи в том числе, предписывалось до 1 мая 2012 года подготовить соответствующие предложения. Они и были подготовлены, но не реализовывались.
Президент ассоциации РУССОФТ (объединяет российских экспортеров софта) Валентин Макаров, говоря о Шмулевиче, вспоминает возглавлявшийся им Экспертный совет по развитию отрасли информационных технологий (состоялось три заседания) и считает, что благодаря Шмулевичу имело место «приглашение индустрии к диалогу». «Уровень взаимодействия индустрии с министерством снижать будет сложно», — полагает Макаров. В качестве положительного итога работы чиновника он называет, как и Комлев, снижение порога численности персонала компаний, имеющих право на льготы. Отмечает также, что Шмулевич «был нацелен на глобальный рынок». Для членов РУССОФТ это, разумеется, важно.
Исполнительный директор Ассоциации разработчиков программных продуктов (АРПП) «Отечественный софт» Евгения Василенко от имени правления своей организации говорит ровно о том же: при Шмулевиче снижен порог численности сотрудников для получения налоговых льгот IT-компаниями, увеличено число бюджетных мест в вузах по IT-специальностям, утверждена стратегия и дорожная карта развития IT-отрасли, — и в общих словах критикует регулятора: «стратегия не охватывает мероприятия по развитию отечественного тиражируемого ПО», в то время как «по мнению АРПП, важно обеспечить применение качественных российских продуктов и составить четкий план мероприятий по созданию решений, которых сейчас нет, это важно и для обеспечения технологической независимости страны, и для ее экономического развития России». «Мы видим, как в других странах работают над этим. Это и программы поддержки новых IT-решений, и системные меры по созданию критически важных систем, и приоритет отечественному при государственных закупках», — говорит Василенко.
Исполнительный директор АРПП не упомянула о том, что льготами в РФ пользуются иностранные софтверные компании – центры разработки Intel, EMC и др., а не их отечественные конкуренты. У «1С», например, из-за особенностей национального законодательства льгот нет.
ОБНОВЛЕНИЕ
Как стало известно 19 июня, причиной отставки Марка Шмулевича стало наличие у него второго гражданства – а именно Израиля.
Фото (с) spbit.ru