18 января 2013 Дмитрий Медведев провел совещание по вопросам развития сети многофункциональных центров по предоставлению государственных и муниципальных услуг. Экспертный центр электронного государства поинтересовался мнением коллег из регионов Сибири, Урала, Поволжья, Дальнего востока и Центрального округа по этому вопросу.
Напомним, в совещании приняли участие Министр экономического развития Андрей Белоусов, Министр связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Николай Никифоров и главы субъектов Российской Федерации (в режиме видеоконференции).
Совещание было посвящено реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», которым Правительству поручается к 2015 году довести долю граждан, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» по месту пребывания, в том числе в многофункциональных центрах предоставления государственных услуг до 90 процентов.
По оценке Минэкономразвития, озвученной на совещании, общая стоимость проекта за период 2013-2015 годы составит 32,96 млрд. рублей, при этом в региональных бюджетах предусмотрено всего 13,2 млрд. рублей (что составляет в среднем 52 млн. рублей в год в каждом регионе). В выступлениях Д. Медведева и А. Белоусова подчеркивалось, что основная ноша финансирования создания МФЦ ляжет на регионы. Из этого следует, что в среднем субъект Российской Федерации должен будет включить в свои бюджеты по 79,5 млн. рублей в год на строительство МФЦ.
С учетом уже запланированных в региональных бюджетах средств на реализацию проекта «МФЦ» общий объем расходов в среднем по регионам составит почти 400 млн. рублей за три года.
Опрошенные нами эксперты отметили, что МФЦ – это не более, чем один из способов доступа к государственным услугам, и в их работе необходимо использовать уже существующие решения, такие, как система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), портал государственных услуг, созданную за последние году инфраструктуру электронного правительства. Поэтому развитию и использованию этих механизмов необходимо уделять не меньшее внимание, чем строительству и ремонту зданий для МФЦ. Тем более, что в соответствии с уже упомянутым Указом Президента №601, к 2018 году доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, должна составить 70%.
Представители регионов Сибири и Дальнего востока отдельно подчеркнули, что мобильные МФЦ – это зачастую наиболее эффективный способ оказания государственных и муниципальных услуг, особенно в удаленных и малонаселенных деревнях и селах.
Открывая совещание, Дмитрий Медведев отметил, что «основная нагрузка, понятно, по развитию сети МФЦ ложится на регионы. В каждом регионе должна быть сформирована система управления этим сложным проектом, расходы должны быть запланированы в ходе бюджетных проектировок – региональных и муниципальных. И хотел бы отдельно, обращаясь ко всем коллегам-губернаторам, подчеркнуть, что вы несёте персональную ответственность за этот проект».
Отдельно Дмитрий Медведев подчеркнул, что «для того чтобы эта система работала как часы, чтобы не было необходимости всё-таки так или иначе обращаться в другие структуры, нужно обеспечить электронное взаимодействие между всеми ведомствами, причём как региональными, так и федеральными. Это можно сделать только с использованием современных технологий, единых протоколов общения, быстрого обмена информацией между соответствующими структурами. Только в этом случае обслуживание наших людей будет чётким, быстрым и качественным».
Андрей Белоусов в своем докладе заявил, что МФЦ должны быть созданы в каждом городском округе и центре муниципального района, исходя из норматива «одно окно МФЦ на 5 тыс. обслуживаемого населения, в небольших муниципальных образованиях это одно окно на 2 тыс. человек» (см. справку Минэкономразвития России к совещанию) .
По данным Минэкономразвития, на текущий момент количество МФЦ в стране достигает 600, к концу 2015 года запланировано создание в общей сложности 3 тыс. многофункциональных центров.
По мнению министра экономического развития, для успешного запуска проекта необходимо в 2012-2013 годах реализовать следующие мероприятия:
- Назначить региональных ответственных за качество государственных и муниципальных услуг и создать региональные комиссии по повышению качества государственных и муниципальных услуг (1 декабря 2012 г.)
- Утвердить базовые параметры размещения МФЦ и привлекаемых организаций (до 10 января 2013 г.)
- Утвердить схему размещения МФЦ и привлекаемых организаций, определить объемы и источники финансирования, определить уполномоченные МФЦ, (до 1 марта 2013 г.)
- Предусмотреть соответствующие средства на 2013 год при корректировке текущего бюджета и далее запланировать средства в бюджетах на 2014–2015 годы (до 1 мая 2013 года)
- Организовать заключения соглашений о взаимодействии между МФЦ и органами власти и местного самоуправления, участвующими в оказании государственных и муниципальных услуг (до 1 июля 2013 года).
Николай Никифоров рассказал о том, что с 2013 года затраты на эксплуатацию регионального сегмента электронного правительства будут финансироваться из федерального бюджета.
— «В целом по стране цена вопроса – примерно 1 млрд рублей, для каждого региона ориентировочно – около 15 млн. Нам нужно сделать важный шаг, который должен подстегнуть и высвободить ресурсы в регионах, направленные на реализацию конкретных услуг и сервисов. Это с 2013 года у нас уже действует» — отметил Министр.
Напомним, что 17 января Минкомсвязь направила во все регионы информационное письмо о том, что в проекте контракта с Ростелекомом предусмотрено финансирование эксплуатации региональных СМЭВ за счет госпрограммы «Информационное общество (2012-2020 годы)».
Ниже мы приводим комментарии региональных экспертов по поводу прошедшего совещания и озвученных на нем подходов и предложений.
Экспертное мнение:
Использование института МФЦ в настоящее время не влияет на реализацию принципа «одного окна», но повышает уровень доступности услуг и комфортность условий оказания услуг (при условии, что при создании МФЦ выполняются стандарты комфортности, и на территории МФЦ оказываются наиболее социально значимые, востребованные услуги).
Минэкономразвития России рассматривает МФЦ, как основной инструмент достижения показателей получения доступа к государственным и муниципальным услугам по принципу «одного окна» по месту пребывания. Такой подход не учитывает возможность оказания государственных и муниципальных услуг через Единый портал государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ), и представляется слишком затратным.
Для оказания значительной доли государственных и муниципальных услуг гражданам по месту пребывания, наиболее значимым инструментом представляется оказание услуг в электронной форме через ЕПГУ. При этом также реализуется принцип «одного окна».
Для снижения затрат Минэкономразвития России предполагает привлечение к предоставлению государственных и муниципальных услуг организаций с развитой филиальной сетью (Почта России, Сбербанк и т. п.) для реализации функций МФЦ.
Такое решение имеет некоторые недостатки:
- подменяется требование оказания федеральных и муниципальных услуг соответствующими органами и организациями на требование оказания услуг МФЦ (МФЦ в этом случае выступает лишним посредником между органом, оказывающим услугу, и организацией, имеющей разветвлённую филиальную сеть);
- усложняется схема межбюджетных отношений, т. к. в схеме оказания услуг находятся несколько органов и организаций, финансируемых из различных бюджетов;
- «размывается» принцип «одного окна», т.к. при приёмке документов в организации, обладающей разветвлённой филиальной сетью, сложно организовать квалифицированный анализ документов и оперативный запрос необходимой информации через СМЭВ и иными способами.
Решение с привлечением через МФЦ для оказания государственных и муниципальных услуг, организаций, обладающих развитой филиальной сетью, неизбежно ухудшит реализацию принципа «одного окна», но создаст дополнительные возможности по оказанию услуг по месту пребывания граждан.
Представляется более рациональным полноценная реализация СМЭВ и ЕПГУ и создание пунктов доступа к ЕПГУ в филиалах организаций, обладающих развитой филиальной сетью.
Экспертное мнение:
Мобильные МФЦ – важный фактор обеспечения доступности государственных услуг.
Суть мобильного МФЦ — специалисты МФЦ, отраслевые специалисты выезжают по определенному графику в сельские поселения и предоставляют там определенный перечень услуг. Время приезда согласовывается с главами, народ оповещается. Мобильный МФЦ приезжает, всех желающих обслуживает, консультации дает, документы принимает, уезжает. Гражданам не пришлось ехать в райцентр, МФЦ за счет текущих расходов (оплата труда специалистов, автотранспорт, техника) оказал некий перечень услуг большему количеству населения.
Можно не сомневаться, что в сельских поселениях до 2-3 тыс. населения стационарные «окна» не будут востребованы. Для многих популярных услуг нет возможности создать необходимые условия для предоставления их на базе таких «окон». Например, у Росреестра, ФМС очень жесткие требования к каналам связи, к компетенции специалиста. Да и по другим услугам — невозможно одного специалиста научить предоставлять несколько услуг из разных сфер. Это должен быть специалист с очень квадратной головой — чтобы одинаково грамотно проконсультировать, например, и по социалке, и по имущественным вопросам. То есть грамотных консультаций оказать такой универсал не сможет. Только принять документы — это «только» очень настораживает. При приеме документов важно проверить правильность их заполнения, формы зачастую очень сложные. Некорректный прием заявления ведет к возврату документов, к срыву сроков предоставления услуги, к дискредитации власти. Да и стоимость создания таких стационарных окон существенно выше.
Считаю, что нельзя в целях поддержки ФГУП «Почта России» отказывать регионам в реализации «приземленного» проекта, мобильные МФЦ реально работают, и это надо просто признать. Вопросы транспортного обеспечения — автобус сломался, водитель заболел — никак не перекрывают пользы от проекта. А в стационарном окне в деревне будет регулярно табличка висеть «ушла на пять минут, коров доить».
Экспертное мнение:
В должностные полномочия сотрудников МФЦ входит прием заявлений и пакетов документов на предоставление услуги, проверка на корректность заполнения и направление полученной заявки на предоставление услуги в соответствующий орган власти в электронном и бумажном виде; после принятия решения профильным ведомством об исполнении услуги результат предоставления услуги направляется в МФЦ и выдается сотрудником МФЦ заявителю. Процесс исполнения услуги происходит непосредственно в ведомстве, которое осуществляет и межведомственное взаимодействие, в том числе электронное, с участниками предоставления услуги. Таким образом, сотрудники МФЦ не являются непосредственными участниками межведомственного взаимодействия.
Существует ряд услуг, при приеме заявлений на которые желательна проверка на право заявителя на предоставление услуги — такие, как, например, проверка на право на имущество, налоговая задолженность по юр. лицу и т.п. Такая проверка позволяет при необходимости отказать в приеме документов, не затягивать время рассмотрения вопроса. Так, в информационной системе Росреестра предусмотрена возможность проверки подаваемых документов на право заявителя на предоставление услуги. Но такие проверки осуществляются не через СМЭВ. Ощущение, что происходит подмена поднятий — СМЭВ и электронный документооборот (электронное взаимодействие) МФЦ и соответствующего ведомства — поставщика услуги.
Думаю, должна быть хорошая система, обеспечивающая деятельность МФЦ, в которой прописаны типовые регламенты взаимодействия с федералами.
И ощущение, что возникает еще одна ошибка в отношении МФЦ — МФЦ не могут заменить органы власти, предоставляющие услуги. МФЦ должны упростить для граждан процесс получения услуг — т.е. гражданин приходит в одно здание за любой услугой, МФЦ принимает у него заявление и документы и выдает результат, а услуги оказывают органы власти.
Экспертное мнение:
В целях формирования единого подхода к организации деятельности всех МФЦ на территории страны предлагаю рассмотреть возможность включения в ГП «Информационное общество 2011-2020» задачи по созданию единой автоматизированной информационной системы МФЦ.
Разработка и утверждение регламентов предоставления федеральных услуг на федеральном уровне обеспечивает одинаковое качество предоставления федеральных услуг населению по всей стране.
Единое техническое решение, растиражированное на все регионы, обеспечит равную доступность федеральных услуг.
Так же централизованный подход при создании единой АИС МФЦ позволит уменьшить затраты на внедрение ее в офисах привлекаемых организаций.
Экспертное мнение:
Нельзя ко всем регионам применять опыт Москвы и Питера. И даже других относительно населенных регионов. Наверное, нужен какой-то коэффициент сделать — по оптимальности создания МФЦ. Соотношение к плотности населения. Иначе будет здание стоять с окошками, а люди в него за 100-200 км. ехать, лететь…
Экспертное мнение:
По нашему мнению МФЦ — это фронт-офис в котором установлено рабочее место от единой информационной системы, он может быть собственным, а может быть и в аутсорсинге и не важно какие площади, важно, что в любом салоне сотовой связи, отделении банка, отделении почты и т.д. человек может подать заявление на получение услуг.
Экспертное мнение:
Результаты социологических исследований показывают, что около 40% жителей нашего региона считают, что это самый удобный способ получения государственных услуг.
При этом многофункциональный центр является таким же способом получения государственных услуг, как и портал gosuslugi.ru и традиционные способы получения услуг непосредственно в органах власти. Граждане сами выбирают тот способ получения госуслуг, который наиболее удобен им в настоящий момент. Поэтому все федеральные и региональные услуги, которые предоставляются в МФЦ, должны соответствовать тем, которые предоставляются на портале. Это позволит сэкономить время получателя госуслуг и расширяет его возможности.
Экспертное мнение:
МФЦ позволяют ускорить предоставление государственных и муниципальных услуг. Но это ускорение происходит в первую очередь за счет использования таких информационных систем, как СМЭВ, Единый портал государственных услуг, учетные системы органов власти и местного самоуправления.
Создавать отдельную систему для МФЦ нецелесообразно, проще использовать специализированное рабочее место оператора МФЦ, основанное на интерфейсе Единого портала госуслуг.
Если население меньше 5000 человек, МФЦ не нужен. Для таких населенных пунктов свою эффективность показали мобильные МФЦ.
Презентация Минэкономразвития России к совещанию
Справка Минэкономразвития России к совещанию