Комсомольск-на-Амуре. Запущена в работу первая на Дальнем Востоке муниципальная информационная система по работе с услугами в электронном виде

    79
    18 августа 2012 г. в системе межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) была зарегистрирована первая в Дальневосточном федеральном округе (ДФО) муниципальная информационная система (ИС) — «АИС ВМС» администрации г. Комсомольска-на-Амуре.
    Аббревиатура «АИС ВМС» расшифровывается как «Автоматизированная информационная система взаимодействия муниципальных служащих». Система предназначена для обеспечения взаимодействия исполнителей — специалистов муниципалитета — в процессе оказания муниципальных услуг.
    Для чего нужна такая система, зачем нужно это взаимодействие и почему оно стало столь актуально сейчас?
    В соответствии с законом 210-ФЗ (ст. 7 п.1.2) с 1 июля 2012 г. органы, предоставляющий государственные услуги, не вправе требовать от заявителя предоставления документов и информации, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные или муниципальные услуги. Таким образом перед муниципалитетом появилась задача по налаживанию взаимодействия с другими органами власти. При этом основной акцент руководство муниципалитета сделало именно на электронном взаимодействии — только оно позволит сократить сроки оказания муниципальных услуг и повысить качество обслуживания заявителей.
    Федеральным правительством для обеспечения такого взаимодействия создана система межведомственного электронного взаимодействия — СМЭВ, который является транспортной средой для передачи электронных документов, подписанных электронно-цифровой подписью (ЭЦП). Для органа государственной власти СМЭВ выглядит как некий сервер, принимающий запросы и выдающий ответы по сетевому протоколу в специальном формате электронного документа. Естественно, напрямую общаться с таким сервером человек не может, ему нужна программа-посредник, которая запросит у него данные для запроса в естественном для человека виде и преобразует их в форму электронного документа с ЭЦП, а при получении ответа из СМЭВ — выполнит обратное преобразование.
    В качестве такой программы-посредника Федеральное правительство предлагает использовать «Систему исполнения регламента» — СИР. Казалось бы что еще надо муниципалитету — подключайся к СМЭВ, запускай СИР и работай!
    Однако, в этой бочке меда есть небольшая ложка дегтя — на сегодня (сентябрь 2012) никто из технических специалистов информационного управления муниципалитета еще не видел работающий СИР. А само физическое подключение муниципалитета к СМЭВ было обеспечено региональным оператором СМЭВ только в середине июня 2012 г., т. е. за две недели до предполагаемой даты начала активного взаимодействия через СМЭВ! При этом любые шаги в сторону скорейшей организации такого взаимодействия обычно упирались в неготовность инфраструктуры регионального СМЭВ с перекладыванием ответственности на плечи главного оператора СМЭВ — компанию «Ростелеком», который одновременно являлся и главным исполнителем по проектам СМЭВ и СИР.
    Таким образом наш муниципалитет, как и многие другие, оказался в роли ожидающего того момента, когда на федеральном уровне разберутся с проблемами организации регионального СМЭВ и обеспечат возможность электронного взаимодействия через СИР.
    Анализ информации о функциональных возможностях СИР выявил ряд особенностей этой системы. Поскольку СИР ориентирован на работу через СМЭВ, то соответственно он обеспечивает только возможность межведомственного взаимодействия и обработку заявлений, поступающих в орган государственной власти с единого портала государственных услуг (ЕПГУ). При этом следует ясно понимать, что:
    1. СИР не предназначен для обработки заявлений при личном обращении заявителя в орган государственной власти. Учитывая уровень информационной грамотности населения можно предположить, что объем таких обращений составит 99,99% от всех обращений (с учетом обращений через ЕПГУ). Таким образом обработка этих обращений по прежнему лежит на информационных системах муниципалитета.
    2. СИР не предназначен для обработки внутриведомственных запросов в процессе оказания муниципальной услуги. А как показал анализ наиболее востребованных муниципальных услуг, в процессе их оказания требуется осуществлять до восьми внутриведомственных запросов в соседние подразделения муниципалитета для получения необходимых документов и сведений, которые раньше заявитель собирал самостоятельно.
    Таким образом, объем внутриведомственного взаимодействия на порядок больше межведомственного, и его организация так же целиком лежит на плечах информационных систем муниципалитета. Важность такого взаимодействия возрастает в случае географического распределения различных подразделений муниципалитета по территории образования, как например в г. Комсомольске-на-Амуре.
    В сложившейся ситуации в Комсомольске-на-Амуре было принято решение о внедрении специализированной информационной системы, ориентированной на основные задачи муниципалитета — оказание муниципальных услуг заявителям при их личном обращении в ОМСУ как с возможностью обеспечения внутриведомственного взаимодействия муниципальных служащих различных подразделений муниципалитета, так и с возможностью обеспечения межведомственного взаимодействия через СМЭВ.
    Такой информационной системой стала «АИС ВМС», разрабатываемая  на базе программного обеспечения «АИС ГосУслуги».
    «АИС ВМС» разработана на базе свободного программного обеспечения (Java, JBoss, PostgreSQL) и предназначена для автоматизации деятельности муниципальных служащих по оказанию муниципальных услуг:
    · регистрация обращений заявителей обратившихся лично
    · регистрация обращения заявителей обратившихся через ЕПГУ
    · автоматическое формирование перечня документов, обязательных для предоставления заявителем по оказываемой услуге
    · распределение обращений по исполнителям
    · автоматическое формирование списка межведомственных запросов к ФОИВ с целью получения документов, необходимых для оказания услуги, автоматизированная отправка запросов и получение ответов через СМЭВ с использованием ЭЦП
    · автоматическое формирование списка внутриведомственных запросов к другим подразделениям муниципалитета с целью получения документов, необходимых для оказания услуги, автоматизированная отправка запросов и получение ответов с использованием ЭЦП
    · отслеживание регламентных сроков исполнения услуги целиком или отдельных ее этапов
    · мониторинг загрузки исполнителей
    Регистрация «АИС ВМС» в СМЭВ стала первым практическим шагом на пути обеспечения межведомственного взаимодействия нашего муниципалитета с ФОИВ. Путь этот, как оказалось, далеко не прост и состоит из множества этапов: на каждый федеральный сервис требуется оформить индивидуальные заявку на предоставление доступа, заявки проверяются региональным оператором СМЭВ, затем они отсылаются службе технической поддержки федерального СМЭВ, которая уже занимается их исполнением. Процедуры, которые по регламенту должны выполняться в пятидневный срок, на практике могут длиться две-три недели.
    Но даже после предоставления доступа нет гарантии что информационная система сразу заработает с федеральным сервисом. На практике мы столкнулись с тем, что не смотря на успешное взаимодействие с тестовым сервисом ФОИВ, доступ к которому предоставляется разработчикам через Интернет, после перевода на работу через СМЭВ начинают появляться новые ошибки и тонкости в настройке этого взаимодействия. В настоящее время специалистами муниципалитета совместно с разработчиками «АИС ВМС» ведутся активные работы по организации доступа информационной системы к сервисам Росреестра, ФНС, ПФР, как наиболее востребованным в процессе оказания муниципальных услуг, проводится тестирование взаимодействия с ними.
    Поскольку мы — первые на весь ДФО, далеко не все идет гладко и главное не с кем посоветоваться или обменяться опытом. Поэтому особенно хотелось бы отметить содействие, которое оказывают Министерство информационных технологий и связи Правительства Хабаровского края, специалисты компании «Ростелеком», в решении технических вопросов и консультаций специалистов нашего муниципалитета по обеспечению электронного взаимодействия через СМЭВ.
    На сегодня работы продолжаются. К концу года поставлена задача перевести все услуги, имеющие внутриведомственное и межведомственное взаимодействие, на обработку в «АИС ВМС».

    Уханов Сергей Владимирович,

    начальник управления информатизации города Комсомольска-на-Амуре

    1 КОММЕНТАРИЙ

    1. Вот и у нас скоро межвед заработает.

    Comments are closed.