Как это принято у нормальных людей

Однажды в моей жизни произошла удивительная история. Она началась с письма: «Добрый день, Анатолий Абрамович! Я шесть лет живу и работаю в КНР. Со мной четыре года жила семья, но вот пришлось сына вывозить на учёбу… в Россию, так как он имеет техническое мышление и увлекается математикой и программированием. Так что вдогонку к Вашей «Внеочередной заметке», в которой Вы поставили вопрос: «Почему человек, состоявшийся в науке за границей, возвращается в Россию?», добавляю: дети российских граждан, живущих за рубежом, часто возвращаются на учёбу в Россию. И во многом это происходит благодаря победам студентов Университета ИТМО, СПбГУ и других российских вузов на мировых олимпиадах по программированию, информатике и математике. Это я знаю лично на нескольких примерах».

Далее он продолжил: «Мой младший сын нацелен на Университет ИТМО, хотя у него есть варианты поступления в Германию и не только. У него абсолютно свободный английский, отличный китайский и немецкий языки. Парень 2000 года рождения, он заканчивает в этом году 11-й класс в России. До этого он два с половиной года проучился в государственной китайской школе (пятый-седьмой классы), полтора года посещал курсы бизнес-китайского языка в Шэньчжэньском политехническом университете, дистанционно полностью самостоятельно проходил российскую школьную программу. Приехав на государственную итоговую аттестацию, сдал экстерном экзамены за девять классов и получил аттестат с отличием».

«Он увлёкся программированием и решил, что в России будет наиболее эффективно проходить дальнейшее построение образовательного процесса, которое он сам себе наметил. В математике у сына всегда были неплохие успехи. По возвращению в Россию в десятом классе он стал призёром «Всесибирской олимпиады школьников», «Надежды энергетиков» и других. Ещё он призёр регионального тура Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку».

«С информатикой же у него была просто беда: знание теории С++ ничего не дало в практике спортивного программирования (всем бы такую беду – А.Ш.). В прошлом году он даже не попал на городской этап Всероссийской олимпиады школьников по информатике. Но за год – рост просто взрывной: весной он прошёл отбор на Летнюю компьютерную школу Станкевича (Андрей Станкевич, тренер команды ИТМО по спортивному программированию – ред.) и участвовал в ней. Имеет звание эксперта на сайте codeforces.com (самая популярная в мире онлайн-платформа для проведения соревнований программистов, разработана в России – ред.) c рейтингом 1725, командой 11-классников на прошлой неделе попали в 50 лучших на Всесибирской олимпиаде по программированию имени И.В. Поттосина, обогнав немало студенческих команд, в том числе из Питера и Москвы. При этом они заняли среди команд Сибири, Урала и Дальнего Востока шестое место».

«Так вот, к чему я все это: «Спасибо Вам и Вашим коллегам, не уехавшим из России и спасшим в девяностые годы соответствующие кафедры, и за то, что престиж российского образования в физико-математических, информационных и инжиниринговых отраслях снова становится таким, каким он должен быть – в лидерах. С уважением, Иван Викторович Смолин».

Я поблагодарил Ивана и ответил ему. Он очень удивился ответу и написал: «Хочу зимой свозить его в ИТМО, чтобы он своими глазами посмотрел изнутри на его потенциальную Альма-матер и непосредственно факультет. Это реально устроить?». Естественно, я рассказал как это сделать!

Потом он написал вновь: «29.10.2016 г. команда сына выиграла Восточно-Сибирский полуфинал Всероссийской командной олимпиады школьников по программированию, а на следующий день (участвуя вне конкурса) заняла третье место среди студентов на Восточно-Сибирском четвертьфинале олимпиады ACM (имеются в виду отборочные соревнования чемпионата мира по программированию ACM ICPC, в настоящее время проводятся без участия Association for Computing Machinery – ред.), обогнав все официальные студенческие команды».

После этого он стал читать мои «Заметки о мотивации» и сообщил, что находит в них опечатки. Я попросил сообщать мне о них, но случилось чудо: он взялся за эту чрезвычайно трудоёмкую работу (ему удавалось за выходные прочесть и указать неточности в трёхстах заметках, а их на тот момент было больше шести тысяч). Я написал ему, что он первый человек из тысяч, читавших «Заметки», который так помогает.

На это он ответил: «А Вы, Анатолий Абрамович, первым откликнулись на просьбу совсем незнакомого человека. У нормальных людей это запоминается. Я вижу, что Сергей заряжен на изучение программирования примерно так же, как я был заряжен на занятия спортом, после приезда из глухого сибирского таёжного поселка в 16 лет на поступление в вуз, и мне хочется помогать ему на всю катушку».

В какой-то момент мне стало очень неудобно перед ним, так как я потратил на помощь максимум полчаса, а Иван – уже более двадцати выходных, и попросил его бросить! На это он ответил: «Так принято у нормальных людей – они если взялись за дело, то завершают его, не считаясь со временем». А тем временем Иван за много заходов прочёл и исправил все существовавшие на тот момент тысячи заметок.

Потом Иван с сыном приехали познакомиться с Санкт-Петербургом и мною, но поступать всё-таки решили в МФТИ, так как в Москве климат лучше – именно из-за климата они в свое время переехали из Красноярска в Китай.

Когда я однажды рассказал эту историю, одна женщина спросила: «А в чем была его мотивация?». Сначала я отшутился: «В «Заметках о мотивации», а потом сказал: «В порядочности».

Много ли вы встречали таких людей в жизни?

Об авторе: Анатолий Абрамович Шалыто – д.т.н., профессор факультета информационных технологий и программирования университета ИТМО.

Следите за нашим Телеграм-каналом, чтобы не пропускать самое важное!

Поделиться: