Достижение успеха в импортозамещении программного обеспечения, по мнению сотрудников службы информационного обеспечения ОГБУ «Агентство по развитию сельских территорий Ульяновской области», является одной из самых интересных и нетривиальных задач, поставленных в рамках общего тренда по замещению импорта со стороны государства.
Основываясь на приказе №96 от 01.04.2015 Минкомсвязи России «Об утверждении плана импортозамещения программного обеспечения», а в последствии и постановлении правительства РФ от 16.11.2015 №1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд», сотрудники IT-службы с 2016 года в своей организации и сопровождаемом министерстве сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области провели работу по замещению уже неподдерживаемой на тот момент зарубежной операционной системы Windows XP, а также офисного пакета Microsoft Office 2003-2007.
К апрелю 2017 года в Министерстве из 140 рабочих компьютеров 59 (42%) уже имели установленную российскую операционную систему Astra Linux и распространяемый вместе с этой ОС офисный пакет LibreOffice (LibreOffice не включен в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, но входит в официальный комплект самой операционной системы, которая в реестр внесена, из чего мы делаем вывод, что пакет разрешен к применению). Предварительно IT-служба опробовала шесть разновидностей Linux-систем, входящих в реестр российского ПО (Alt Linux, РОСА и др.), но в итоге предпочтение отдали «Астре».
Причиной выбора этой операционной системы послужило то, что все компьютеры, независимо от их срока службы и изношенности, хорошо работали с Astra Linux, кроме того, на все имеющееся периферийное оборудование мы спокойно нашли драйверы, то есть у нас не было проблем ни с принтерами, ни с каким-либо другим оборудованием, что, к сожалению, отмечалось при работе с другими операционными системами в нашей локальной сети и на нашем «железе». Также на наш выбор повлияло качество техподдержки: реакция на возникающие вопросы была почти мгновенной.
Надо отметить, что сомнения по поводу тяжёлого восприятия сотрудниками работы на новых программных продуктах быстро рассеялись, что указывает на то что специалисты министерства, постоянно работающие с офисными программами, быстро сами разбираются в используемых ими офисных продуктах.
К концу 2017 года показатель импортозамещения в министерстве мог бы быть выше 42%, если бы не следующие причины.
Мы разделили их на внутренние и на внешние. К внутренним причинам можно отнести:
1. Недостаточность финансирования работ, связанных не только с заменой ПО, но и с заменой старого компьютерного оборудования.
Нередки случаи, когда государственный или муниципальный орган не имеет у себя отдельной статьи расходов на информатизацию. Свои затраты по данному направлению он вынужден распределять среди других мероприятий, а с учётом недофинансирования, в первую очередь, средства расходуются на основные мероприятия. Как вывод – на информатизацию практически ничего не остаётся.
В тоже время существуют организации, в задачи которых входит контроль и анализ состояния информатизации в регионе, но у них нет полномочий по финансовому или материальному обеспечению, необходимым оборудованием или программными средствами других органов государственной и муниципальной власти.
2. Отсутствие собственных средств обработки и хранения информации. В настоящее время почти вся информация, которую обрабатывают сотрудники, хранится в виде отдельных файлов (Word, Excel), причём возможности контролировать её целостность нет, так как она у каждого сотрудника на своём компьютере.
Существуют файлы, имеющие взаимосвязь с другими файлами за счёт определенных программных возможностей, которые отсутствуют пока ещё у аналогичного отечественного программного обеспечения. Данную проблему IT-служба решила собственными разработками информационных систем на базе платформы «1С:Предприятие 8», что не только решило многие проблемы с обработкой информации, но и обеспечило должную безопасность обрабатываемых данных.
Так, за два года собственными силами без привлечения каких-либо финансовых средств были разработаны системы:
«1С:Лицензирование алкогольной продукции» — для контроля и учёта по выданным и аннулированным лицензиям, а также контрольно-надзорной деятельности торговых точек;
«1С:Декларирование» — для приёма и анализа подаваемых деклараций;
«1С:Мониторинг цен» — web версия для внесения данных в реестр по ценам на определённо значимые товары, а также построение различных отчетов по данной информации;
«1С:Реестр охотничьих билетов» — для учета персональной информации по выданным охотничьим билетам.
Кроме этого IT-служба объединила 22 однотипные информационные системы («1С:Зарплата и кадры», «1С:Бухгалтерия»), используемые в подведомственных учреждениях, с двумя аналогичными, которые используются в министерстве. Таким образом удалось не только облегчить администрирование безопасности персональных данных, но и снизить бюджетные расходы на сопровождение и обновление данных программных продуктов в 22 раза (за счёт переноса информации в головные, также сопровождаемые базы).
К внешним причинам, влияющим на процесс импортозамещения, можно отнести:
1. Неготовность многих интернет-ресурсов (сайты gosuslugi.ru, Торги, Закупки) к совместной работе с программным обеспечением «Крипто-Про» в операционных системах Linux, хотя для реализации данной возможности было достаточно времени.
2. Отсутствие поддержки работы с плагинами большинства современных браузеров. Данная проблема сказывается на невозможности использования электронной подписи (ЭП) средствами «Крипто-Про». Как выход из данной ситуации специалисты видят в необходимости ухода от имеющегося принципа использования механизмов применения «Крипто-Про» при подписи запросов на веб-сервисах через установленные в браузеры плагины. Вариант решения — применение «Крипто-Про» только для авторизации на необходимых веб-сервисах. Само подписание запросов должно проходить автоматически за счёт уже прикрепленных сертификатов ЭП в личном кабинете сотрудника.
3. Наличие программных продуктов, обязательных к использованию в госорганах, но работающих только в операционных системах Windows. Это, в частности, «АЦК-финансы» для главных распорядителей бюджетных средств, «АЦК-Планирование», Единая государственная информационная система социального обеспечения (ЕГИССО), Jinn Client, TLSClient и «Континент-АП» – для электронного бюджета. Даже новая программа Управления федерального казначейства (УФК) для генерации запроса сертификата ЭП работает только в операционной системе Windows.
При этом, когда запрос ЭП генерируется через программу «АРМ – генерация ключей» от УФК, при последующем изготовлении сертификата он «не видится» никакими плагинами при работе с веб-сервисами. В то же время генерация идентичного запроса в сервисе Rutoken с последующим изготовлением сертификата тем же удостоверяющем центром, что и в случае с УФК, дает другой результат — сертификаты прекрасно «видны», это позволяет нормально пройти авторизацию в веб-системах.
4. В настоящее время наряду с теми, кто пытается как-то реализовать переход на отечественное программное обеспечение, существуют и те, кто продолжает обосновывать приобретение зарубежного программного обеспечения. Многие продолжают покупать компьютерное оборудование с предустановленной операционной системой (OEM-лицензии), что с нашей точки зрения является нарушением закона о конкуренции при осуществлении закупок в государственном секторе. Ведь не все частные организации могут торговать программным обеспечением и средствами защиты совместно с компьютерами и их комплектующими. Такая ситуация приводит к увеличению стоимости отечественного программного обеспечения и снижению его темпов развития.
5. Стоимость отечественного программного обеспечения и компьютерного оборудования нередко выше, чем зарубежного, хотя ожидалось, что отечественные программные продукты должны быть дешевле.
Так, например, сертифицированная Astra Linux (Astra Linux Special Edition) стоит на 5 тысяч рублей дороже, чем сертифицированная Windows 7. Отечественный офисный продукт «МойОфис» имеет как собственные программы-клиенты, так и веб-приложения, но по качеству и функциональности, с нашей точки зрения, он не превосходит бесплатный LibreOffice, входящий в состав российских операционных систем. Данная ситуация указывает на необходимости разработчикам делать акцент на качестве и прикладной функциональности своих решений. Думаю, мало кто в данный момент будет у себя дома удалять зарубежное программное обеспечение и ставить «сырое» отечественное, а значит, логично, что усилия разработчиков должны быть направлены на государственный сектор.
По мнению наших специалистов, разработчики должны учитывать тот процент компьютерного оборудования, на котором всё должно работать именно сейчас, но с прогнозом в недалекое будущее. Возникали ситуации, когда представители компаний-разработчиков программного оборудования показывали, как их приложения работают на планшете. Но они, возможно, не учитывают, что большинство государственных служащих планшетом не пользуются, за исключением руководящего состава, и, думаю, в ближайшие лет пять как минимум 90% будут работать за теми же персональными компьютерами, что и сейчас, а значит, им нужны приложения именно для такой компьютерной техники.
6. Некоторые утвержденные распоряжения и планы в вопросах информационной безопасности и импортозамещения имеют рекомендательный характер, а значит, могут не выполняться, что также зачастую играет хоть и незначительную, но все же заметную роль в процессе развития отечественной IT-инфраструктуры.
7. Низкая зарплата сотрудников IT-отделов в органах государственной власти по сравнению со средней по региону. Сотрудник информационного отдела IT-службы получает около 18-20 тысяч рублей в месяц при средней зарплате IT-специалиста по Ульяновской области около 46 тысяч. При этом сотруднику госучреждения приходится выполнять работы за пределами должностных обязанностей, зачастую даже не свойственные его образованию. Что же должно мотивировать сотрудников на проявление инициативы по части импортозамещения программного обеспечения? Хороший IT-специалист из госсектора уйдёт в частный сектор или будет подрабатывать в ущерб основной работе.
8. Важный аспект проблемы импортозамещения заключается в том, что им сегодня занимаются только энтузиасты. Кроме тех, кто хочет добиться результата, есть и те, кто считает, что для определённых действий должен быть конкретный приказ. Полагаю, что должны быть чётко определены сроки и действия в области импортозамещения для вышестоящих органов федеральной и региональной власти, причём не виде рекомендаций, а в виде непосредственных указаний, предписывающих реализовать работу своих систем на отечественном ПО. Особенно необходимо обратить внимание на те системы, в которые вносится информация из нижестоящих учреждений. Также следует определить дальнейшие сроки перехода на отечественное программное обеспечение оставшихся структур государственного аппарата. При этом необходимо учитывать опыт энтузиастов, добившихся результатов в импортозамещении ПО.
В планах, поставленных сотрудниками IT-отдела на 2018 год, планируется перевод в министерстве до 70% компьютеров на отечественное программное обеспечение, а также доработка информационной системы «1С: Реестр охотничьих билетов» дополнительным функционалом. Также планируется реализовать механизм синхронизации данной информационной системы с сайтом «Госуслуги» для облегчения работы сотрудников и ускорения обработки поданных заявлений и выдачи документов.
Несомненно, планируемая работа будет напрямую зависеть от выявленных проблемных ситуаций, но их решение позволит не только значительно ускорить процесс перехода на отечественное программное обеспечение, но и послужит стимулом для развития российских программных продуктов и сыграет немаловажную роль в укреплении информационной безопасности страны.
Об авторе: руководитель службы информационного обеспечения отдела обеспечения ОГБУ «Агентство по развитию сельских территорий Ульяновской области Олег Маркелов.