Формирование единого информационного и телекоммуникационного пространства в городе Хабаровске

Как должно развиваться информационное общество? Ответ на этот вопрос можно найти в государственной программе «Информационное общество», рассчитанной на 2011 – 2020 годы. Выполнение мероприятий Программы позволит информационно-телекоммуникационной инфраструктуре Российской Федерации выйти на качественно новый уровень, обеспечивая тем самым инновационный сценарий социально-экономического развития нашей страны.

Внедрение передовых технологий в сфере коммуникаций является важнейшим процессом в развитии информационного общества Хабаровска. Основой для единого информационно-коммуникационного пространства города, объединяющего социально значимые объекты отрасли образования, здравоохранения, культуры и т.д., стала единая многофункциональная телекоммуникационная сеть (ЕМТС) города Хабаровска.

К 2014 году обеспечена возможность подключения к ЕМТС более 400 социально значимых муниципальных объектов, из которых 290 уже подключены. В период 2014-2016 гг. планируется продолжить работу по подключению к ЕМТС муниципальных предприятий и учреждений, сторонних организаций, задействованных в реализации городских программ.

ЕМТС является инфраструктурной основой для реализации проектов, обеспечивающих комфортное проживание горожан. В настоящее время к этим проектам относятся:
— переход к предоставлению муниципальных и государственных услуг в электронном виде;
— обеспечение информационной открытости администрации города посредством официального портала администрации города,
— внедрение и эксплуатация единой городской электронной системы «Библиотека»,
— обеспечение организаций и жителей навигационно-информационной системой города Хабаровска,
— внедрение в управление городским хозяйством единой дежурно-диспетчерской службы,
— внедрение единой городской автоматизированной системы инженерных коммуникаций и другие.

Создание ЕМТС позволило решить одну из главных проблем при предоставлении муниципалитетом услуг населению – ликвидировать информационную разобщенность структурных подразделений администрации города. Это обстоятельство также позволило администрации Хабаровска принимать участие в краевых и федеральных программах информатизации наравне с ведущими в этой отрасли городами.

Наряду с высокоскоростными каналами связи, которые обеспечиваются ЕМТС, второй немаловажной составляющей единого информационно-коммуникационного пространства является Городской центр обработки данных (ЦОД) – единая многокомпонентная система, внедрение которой обеспечило непрерывность вычислительных процессов, мониторинг систем, обеспечивающих выполнение структурными подразделениями своих функций, в итоге – повышение качества предоставляемых услуг.

1. Единая городская электронная система «Библиотека»

В целях создания единого информационного пространства библиотек города и его интеграции с информационным ресурсом компьютерной библиотечной сети Хабаровского края, объединенным с единым общероссийским ресурсом, ведется работа по созданию «Единой городской электронной системы «Библиотека» (ЕГЭСБ).

В период с 2011 по 2013 год на базе Центральной городской детской библиотеки имени А. Гайдара, массовой библиотеки имени П. Комарова создано ядро системы, посредством ЕМТС к нему подключено 7 филиалов и организовано 76 автоматизированных мест читателя. Организован доступ с созданных АРМ к каталогам и оцифрованным изданиям Дальневосточной государственной научной библиотеки. Работы по развитию ЕГЭСБ продолжаются.

В 2014 – 2016 годах планируется продолжить работу по созданию компьютерных мест для читателей в общедоступных библиотеках. В этот период планируется организация еще 54 компьютерных мест читателей в 8 филиалах библиотек.
Внедрение электронной библиотеки станет решающим фактором в повышении качества библиотечного обслуживания и в расширении видов библиотечных услуг. Мониторинг изучения потребности населения показал, что электронная система активизирует работу библиотек и привлечёт дополнительных постоянных читателей (за 2013 год услугами ЕГЭСБ воспользовалось 13569 читателей). Создание электронной системы позволит городским библиотекам стать современными информационными и просветительскими центрами.

2. Образование

ЕМТС в сфере образования создала условия выхода через единую точку шлюзования на региональный сегмент электронного правительства в целях реализации муниципальных услуг в электронном виде: запись в детские сады, запись в первый класс, а также в учреждения дополнительного образования детей.

С учетом развития сети становится шире спектр потребляемых сервисов. Так в ряде образовательных учреждений, помимо использования доступа в Интернет в образовательном процессе, успешно реализованы проекты «Электронный Дневник» и организация видеоконференций между школами.

Посредством ЕМТС министерство образования имеет возможность предоставлять федеральный контент по образовательным программам для всех школ города.

3. Информатизация архива

Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу архивов расширяет доступ, в том числе и удаленный, к документной информации, увеличивает возможность научного анализа информационных богатств архивов, создает новый инструментарий архивоведения, позволяет издавать документы и справочники на самых современных электронных носителях. В результате информатизации МКУ «Центр хранения документов» появилась возможность организовать прием граждан в режиме «одного окна» и перейти к регистрации социально-правовых запросов в единой электронной базе данных.

Работа в базе данных может осуществляться одновременно с 17 рабочих мест, находящихся в трех территориально удаленных зданиях Центра, подключенных к ядру системы через ЕМТС. В архивных учреждениях города идет работа по переводу документов в электронный вид. Для удобства граждан и организаций прием запросов осуществляется и по электронной почте.

4. Навигационно-информационная система

Для обеспечения диспетчеризации и управления транспортом и спецтехникой в режиме онлайн с применением результатов космической деятельности ГЛОНАСС в городе создана навигационно-информационная система. Основное отличие подхода к формированию навигационно-информационной системы г. Хабаровска заключается в применении интегрированной схемы с единым ядром и множественными диспетчерскими пунктами, территориально удаленными (расположенными в различных муниципальных предприятиях), но работающими по удаленному доступу в режиме реального времени посредством ЕМТС.

Данная система успешно внедряется на муниципальном и коммерческом пассажирском транспорте. У любого жителя города есть возможность контролировать движение пассажирского транспорта на web-портале www.bus27.ru, что позволяет сократить время его ожидания на остановках.

Внедрение системы на предприятиях жизнеобеспечения города (МУП г. Хабаровска «Водоканал», МУП г. Хабаровска «Тепловые сети», МУП г. Хабаровска «Горсвет», ОАО «Хабаровская горэлектросеть», МУ «Центр проведения спасательных работ» и др.) позволяет:
— сократить время прибытия спецтехники на вызов или место происшествия,
— повысить качество и сократить сроки выполнения ремонтных работ,
— реализовать логистику транспортных средств в конкретных условиях с минимизацией затрат,
— повысить уровень безопасности перевозки опасных грузов посредством контроля скорости и маршрута движения,
— контролировать объемы и сроки развоза питьевой воды по частному сектору,
— ликвидировать возможность использования муниципального спецтранспорта в личных целях.

5. Единая дежурно-диспетчерская служба

В настоящее время на территории города создана и функционирует информационная система обеспечения вызова экстренных оперативных служб через телефонный номер 112 на базе единой дежурно-диспетчерской службы г. Хабаровска (ЕДДС). ЕМТС является средством обмена оперативной информацией между территориально удаленными подразделениями ЕДДС г. Хабаровска, диспетчерскими пунктами предприятий жизнеобеспечения города.
С использованием ЕМТС организовано подключение ДДС правительства Хабаровского края к ЕДДС города. Такая интеграция позволяет эффективно распределять поступающие по номеру 112 звонки в зависимости от места нахождения абонента в городе или за его пределами.
Использование единого номера службы спасения 112 направлено на организацию удобного вызова экстренных оперативных служб по принципу «одного окна». При возникновении происшествия это дает людям возможность не задумываться о том, какая именно служба необходима и какой номер требуется использовать для доступа к ней.

6. Единая городская автоматизированная система инженерных коммуникаций

С 2005 года ведется создание единой городской автоматизированной системы инженерных коммуникаций (ЕГАСИК). Общая протяженность инженерных коммуникаций города Хабаровска составляет более 6,5 тыс. км. Цифровые топографические планы масштаба 1:500 стали основой для создания электронных баз данных по инженерным коммуникациям.
Всего в программе участвуют 12 предприятий-сетедержателей, подключенные посредством ЕМТС к ядру системы. Это позволяет оперативно производить обновление схем инженерных коммуникаций каждого сетедержателя. Данная система разработана для целей более эффективного развития инженерной инфраструктуры города в части инженерных коммуникаций и сооружений, а также оперативности решения внутригородских задач с использованием сведений о владельцах объектов, характеристиках инженерных сооружений, пространственном расположении их на реальной топографической основе.
Ведутся работы по интеграции ЕГАСИК с ЕДДС города с целью организации доступа диспетчерской службы ЕДДС к оперативной информации об инженерных коммуникациях города для сокращения сроков согласования проведения земляных работ при возникновении аварийных ситуаций.

7. Интеллектуальная система управления дорожно-транспортным комплексом

В 2012 году администрация города приступила к созданию интеллектуальной системы управления дорожно-транспортным комплексом. Стратегические цели формирования интеллектуальной системы управления дорожно-транспортным комплексом (ИСУ ДТК) заключаются в подготовке инфраструктуры городской среды к реализации максимально эффективного управления дорожным движением. Базовыми составляющими организации управления являются:
технические средства в автомобилях;
телекоммуникации, поддерживающие сеть связи;
информационно-управляющая среда, содержащая объекты и элементы управления.

Задачи ИСУ ДТК:
определение и прогнозирование пропускной способности участков дорожной сети;
измерение интенсивности транспортного потока;
формирование и расчёт комплексных ключевых индикаторов (КИП) для транспортных районов города;
визуализация текущего состояния дорожной сети (коэффициенты загрузки, КИП);
формирование и передача оперативных управляющих и информационных сигналов;
формирование управляющих политик и подсистем инфраструктурного уровня.
Реализация ИСУ ДТК выполняется, в том числе на базе каналов связи ЕМТС.

Выполнение работы по созданию и развитию единого информационного и телекоммуникационного пространства города Хабаровска является важной частью процесса достижения положительной динамики социально-экономического развития города и формирования сегмента электронного Правительства на территории Хабаровского края.

Наличие созданной в городе технической инфраструктуры ЕМТС дает возможность уже сегодня реализовать информационное взаимодействие структурных подразделений администрации города, муниципальных предприятий и учреждений, а также участвовать в краевых и федеральных программах информатизации.

Об авторе: О.А. Пустынникова, заместитель начальника компьютерно-информационного управления администрации города Хабаровска