Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в части формирования и ведения информационных систем доступности дошкольного образования» принят Госдумой в первом чтении во вторник.
Законопроект, напомним, разработан во исполнение поручений президента от 28 мая 2015 г. № Пр-1067.
Президентом было поручено обеспечить внесение изменений в законодательство, предусматривающих:
- определение деятельности по ведению электронной очереди в дошкольных образовательных организациях, включая прием и учет заявлений от граждан, как государственной (муниципальной) услуги;
- установление правового статуса системы электронной очереди и обязательных единых для исполнения функционально-технических требований к электронной очереди;
- создание прозрачного и доступного механизма информирования граждан об изменении места в электронной очереди и основаниях такого изменения.
В настоящее время в регионах функционируют информационные системы, обеспечивающие предоставление в электронном виде услуги по приёму заявлений, постановке на учёт и зачислению детей в детские сады. Федеральная информсистема, обеспечивающая ведение электронной очереди, работает с 1 апреля 2014 года. Данные из региональных систем поступают в ГИС автоматически.
Кроме формирования и ведения е-очереди, региональные системы аккумулируют необходимые данные детях и образовательных организациях.
Законопроект разработан в целях единого организационного и технического подхода к формированию и ведению указанных информационных систем, говорится в пояснительной записке.
Авторы документа предлагают дополнить статью 67 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», посвященную общим вопросам организации приема на обучение по основным общеобразовательным программам, положением о том, что прием на обучение в дошкольные образовательные организации осуществляется посредством распределения детей органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления с использованием региональных информационных систем, которые обеспечивают в том числе прозрачность очередности выделения мест для детей, нуждающихся в их получении, а также доступность механизма информирования родителей детей о последовательности выделения таких мест и об основаниях изменений очередности.
Законопроектом предлагается наделить правительство полномочиями по утверждению порядка формирования и ведения федеральной ИС и методических рекомендаций к порядку формирования и ведения региональных информационных систем доступности дошкольного образования и иных информационных систем, используемых для тех же целей, в том числе для предоставления родителям детей сведений из них.
Планируется, что методические рекомендации будут включать следующую информацию:
- о составе и источниках получения сведений, содержащихся в региональных информационных системах, порядке их представления, обработки, хранения и использования;
- о порядке доступа к информации, содержащейся в указанных информационных системах;
- о порядке предоставления родителям (законным представителям) детей сведений о результатах рассмотрения их заявлений на обеспечение дошкольным образованием и (или) на получение присмотра и ухода за детьми, последовательности выделения мест их детям и основаниях изменения данной последовательности для каждого ребенка;
- о порядке взаимодействия указанных информационных систем с единым порталом государственных и муниципальных услуг (функций), региональными порталами государственных и муниципальных услуг (функций) и иными информационными системами.
Законопроектом предлагается установить исчерпывающий перечень сведений, содержащихся и обрабатываемых в региональных информационных системах, необходимых для предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования, а также присмотра и ухода за детьми.
В этих целях законопроектом предусмотрена обработка персональных данных детей и их родителей в региональных информационных системах.
В случае несогласия родителя ребенка представлять такие данные, в информационной системе производится их обезличивание путем присваивания индивидуальных номеров, которые не являются персональными данными. В этом случае обработка персональных данных осуществляется на бумажных носителях.
При ведении персонифицированного учета в региональных информационных системах предлагается установить персональную ответственность лиц, виновных в нарушении требований в области обработки и защиты персональных данных.
Также законопроектом предлагается определить, кто является заказчиками, операторами, поставщиками и пользователями федеральной и региональных информационных систем.
Предлагаемые законопроектом изменения помогут родителям быть более информированными о процессе зачисления детей в детские сады; повысят ответственность организаций, вносящих данные в системы, и обеспечат единообразие механизмов учета данных о детях; снизят коррупционные риски, говорится в ПЗ.