АПКИТ раскритиковала идеи Минкомсвязи по импортозамещению

418

Ассоциация предприятий компьютерных и информационных технологий (АПКИТ) опубликовала позицию по вопросу исполнения поручений первых лиц РФ о формировании комплекс мер по импортозамещению в сфере программного обеспечения.

Как говорится в сообщении, первые лица РФ дали поручения сформировать комплекс мер по импортозамещению в сфере программного обеспечения до 30 октября (Поручение В. В. Путина по итогам рабочей встречи с Н.А.Никифоровым; Поручение Д. А. Медведева по результатам Сочинского форума).

АПКИТ проанализировала предложения Министерства связи и массовых коммуникаций РФ и опасается, что «ход исполнения поручений профильным министерством вызывает опасения, что в результате предлагаемых мер может быть допущен ряд системных ошибок, которые приведут к неоправданным расходам бюджетных средств, снижению инвестиционной привлекательности и росту цен на IT-рынке России, а также к ухудшению условий ведения бизнеса и для российских IT-компаний».

В частности, АПКИТ рассмотрела следующие инициативы Минкомсвязи.

1. Ввести 10-процентный сбор с продажи лицензий на отечественное и иностранное ПО, а собранные средства направить на разработку ПО.

Чем это плохо: Дополнительный сбор с продажи лицензий лишит российских производителей ПО значительной доли прибыли. Производители переложат сбор на покупателя, что приведет к повышению цен и, тем самым ударит по российскому потребителю IT-продукции, т.е. по всем секторам экономики и частным лицам. Рост сборов еще сильнее снизит привлекательность российской юрисдикции для IT-производителей и инвесторов технологической сферы.

Даже если ограничить этот сбор лишь иностранным программным обеспечением и иностранными производителями, все равно будет плохо — часть отечественных разработчиков, интегрированных в мировую систему разделения производства, непременно пострадает. А иностранный производитель просто сменит модель продаж ПО в России. К тому же, ведение такого налога с импортного ПО станет прямым нарушением правил ВТО, что лишь усилит давление на Россию и вызовет новые санкции.

Читать также: «Универсальная медвежья услуга» >>

2. Отменить для разработчиков ПО льготу по уплате НДС. А за счет большего (по замыслу авторов проекта) количества средств, которые будут поступать в бюджет, попросить из госбюджета целевого финансирования разработки отечественных программ.

Чем это плохо: Пострадают российские производители ПО, которые пользуются существующей льготой по оплате НДС. Затраты потребителя все равно возрастут, что снизит покупательную способность российского рынка IT и может замедлить приобретение и заказ российских разработок.

Читать также: «IT-отрасль: камо грядеши?» >>

3. Собранные тем или иным способом средства будут поступать в фонд, под управлением госкомпании, которая будет их направлять на разработку отечественного ПО. Чтобы получить субсидию из фонда, компания-разработчик должна будет передать государству блокпакет своих акций (25% плюс одна акция).

Чем это плохо: Все права на отечественное ПО, разработанное при финансировании Фонда, будут переходить к Российской Федерации, т.е. поставщик не будет иметь права сделать впоследствии этот продукт тиражным и продавать его другим заказчикам.

Другим крайне опасным последствием реализации такой идеи будет создание неравных условий ведения бизнеса для коммерческих компаний и тех компаний, в которые войдет государство, и которым оно будет оказывать преференции.

Де-факто предлагается сформировать систему, усиливающую государственный контроль над IT-рынком через систему распределения средств, создающую к тому же непрозрачный рынок.

Читать также: «Импортозамещение — по Никифорову?» >>

4. Планируется создать список отечественного ПО, которое нужно будет срочно разработать.

Плохо то, что этот список публично не представлен и открыто не обсуждается.

АПКИТ считает, что «задача экстренной замены отдельных программных продуктов, поставка или обновление которых по причине санкций оказались под угрозой, может быть решена довольно быстро без введения сборов и других громоздких непрозрачных мер».

Поскольку в Росси уже существуют компании, успешно производящие широкий спектр ПО, можно объявить открытый конкурс с понятными прозрачными правилами. Стартовый капитал найдется в действующих фондах и институтах развития. Дальнейшее финансирование может быть обеспечено госзаказами.

Читать также: «Наталья Касперская об импортозамещении в области IT» >>

Главное — не делать что-то вне диалога с организованной IT-индустрией. Импортозамещение любой ценой (даже с потерей необходимой функциональности) или запрет на использование тех или иных программ или устройств контрпродуктивен, да и просто невозможен в современном открытом мире. IT не могут развиваться в условиях самоизоляции, говорится в сообщении.

Претензии к Минкомсвязи, не считающей нужным обсуждать с представителям отрасли IT-инициативы министерства, звучат регулярно.

Как сообщал D-Russia.ru, в понедельник на сайте Российской общественной инициативы начался сбор подписей за обязательное проведение на сайте РОИ голосования по всем предлагаемым Минкомсвязью России инициативам, касающимся регулирования IT-индустрии. В течение первых десяти часов за инициативу проголосовали почти три тысячи человек.