Как минимум 14 американских штатов в последнее время приняли законы или представили законопроекты, утверждающие принцип сетевой нейтральности в противовес решению Федеральной комиссии по коммуникациям США (Federal Communications Commission, FCC), в декабре 2017 отказавшейся от этого принципа, пишет GovTech.
Напомним, принцип сетевого нейтралитета, введённый в США в 2015 году при президентстве Барака Обамы, предполагает, что интернет-провайдеры не должны предоставлять преимущества какому-либо виду контента, заключая соглашения со сторонними компаниями о предоставлении приоритета их материалам, или, напротив, ограничивать передачу каких-либо данных – например, «тяжёлый» контент в P2P-сетях. За сетевую нейтральность ратовала сама FCC, провозгласившая его ещё в 2010 году и пять лет боровшаяся с американскими операторами (во главе с Verizon), которые активно сопротивлялись нововведениям. В итоге правила сетевой нейтральности вступили в силу в США в июне 2015 года.
В январе 2017 президент США Дональд Трамп назначил Аджита Пая (Ajit Pai) председателем FCC, которого американские СМИ считают ярым противником политики сетевого нейтралитета – и к декабрю комиссия развернулась на 180 градусов, заявив, что отмена сетевой нейтральности должна «повысить прозрачность Сети для защиты пользователей», а также «стимулировать инвестиции и инновации» и «усилить конкуренцию».
Как отмечали СМИ, у сторонников «свободного Интернета» есть способы достичь возврата старого регулирования, среди которых – судебное оспаривание решения и локальные отмены решения FCC в отдельных штатах.
Последнее сейчас и происходит. Так, губернатор Монтаны 22 января подписал постановление, запрещающее интернет-сервис-провайдерам, имеющим госконтракты, блокировать сайты или брать дополнительную плату за ускорение доступа к веб-ресурсам. На данный момент как минимум три национальных провайдера фиксированной телефонии и ШПД работают по госконтракту. Все новые контракты, которые будут подписаны после 1 июля, также попадут под действие постановления.
Свои вариации «пронейтральных» законов приняли также штаты Аляска, Калифорния, Коннектикут, Иллинойс, Массачусетс, Миннесота, Небраска, Нью-Йорк, Северная Каролина, Род-Айленд, Вирджиния, Вашингтон и Висконсин.
Впрочем, эти законы могут быть обжалованы. Нормативные акты, изданные FCC, наиболее влиятельным регулятором телеком-отрасли в США, по мнению комиссии, имеют приоритет над законами штатов: «Разрешение штатам и местным властям принимать их индивидуальные нормативы, которые могут вводить гораздо большую нагрузку [на игроков рынка], может значительно нарушить баланс, за который мы боремся», — говорится в заявлении FCC, датированном февралём 2015 года.
Тем не менее «мятежные» штаты уверены, что их дело правое, поскольку сетевая нейтральность — это демократично.
«Нам необходимо быть уверенными в том, что люди могут получить доступ к сайтам и информации свободно и на честных условиях, — заявил калифорнийский сенатор Скотт Вайнер (Scott Wiener), представивший свой законопроект 3 января. — Если FCC собирается разрушить сетевую нейтральность и создать систему, дающую привилегии определенным сайтам лишь потому, что они могут больше заплатить, Калифорния должна вмешаться и обеспечить свободный интернет-доступ в штате».
Его поддерживает сенатор от штата Нью-Йорк Бред Холимен (Brad Hoylman), также представивший сходный законопроект. «Мы хотим объединить наши юридические компетенции и выступить от имени обоих побережий», — поясняет Вайнер.
Хотя юристы Холимена утверждают, что законы штата по праву «перебивают» правила FCC, сам сенатор уверен, что судебный поединок неизбежен. Поэтому так важно принять «правильный закон», который даст Нью-Йорку преимущество в суде. Нью-Йорк и Калифорния, отмечает издание, настоящие тяжеловесы, и их совместный удар может пошатнуть позиции FCC.
Первым же против FCC выступил Вашингтон, представивший двухпартийные законопроекты еще 13 декабря 2017 года. Документ республиканки Нормы Смит (Norma Smith) требует от провайдеров «раскрывать достоверную информацию об управлении сетями, их производительности и коммерческие условия высокоскоростного доступа к Интернету – достаточную для того, чтобы потребители могли сделать информированный выбор». Того же требует в своем законопроекте и демократ Дрю Хансен (Drew Hansen). Оба сенатора представляют сельские округа Вашингтона, испытывающие сложности с интернет-доступом. «Провайдеры ШПД являются монополистами на многих территориях этого штата, особенно в сельской местности», — заявил Хансен, добавив, что штаты всегда защищают потребителей (в том числе – интернет-пользователей), и не может быть и речи, чтобы закон штата оказался «ниже по званию», чем решение комиссии.
За свободу интернет-доступа наряду с прогрессивными прибрежными выступили даже обычно более консервативные «континентальные» штаты: сенатор от Небраски Адам Морфелд (Adam Morfeld), представивший свой законопроект 5 января, заявил, что получил массу писем от избирателей по поводу новых правил FCC и намерен выступать за сетевую нейтральность, поскольку свободный и открытый доступ к Интернету очень важен для бизнеса и отдельных людей. По его словам, он получил поддержку жителей и местных регуляторов и планирует провести просветительскую кампанию о том, что значат решения FCC для штата.