В субботу, 15 мая, истекает срок, когда пользователи мессенджера WhatsApp должны принять новое соглашение об использовании сервиса и политику приватности – компания опубликовала заявление, в котором объясняет, что произойдёт потом.
Функциональность WhatsApp будет ограничена до тех пор, пока пользователь не примет обновление. У пользователя не будет доступа к списку чатов, но он сможет отвечать на входящие аудио- и видеозвонки. Через «несколько недель ограниченной функциональности» WhatsApp прекратит отправку сообщений и звонков.
Пользователь сможет выгрузить историю своих чатов, а также отчёт об использовании аккаунта.
Ранее компания обещала ввести новую политику с 8 февраля. СМИ, ознакомившиеся с новой политикой, писали, что в новом соглашении предусмотрена передача данных пользователей в Facebook. Многие стали покидать WhatsApp, резко увеличились загрузки конкурирующих приложений, прежде всего Telegram. Facebook (компания-владелец WhatsApp) перенесла изменение пользовательской политики WhatsApp на 15 мая.
WhatsApp выпустил разъяснение, в котором отрицал, что пользовательские данные только теперь будут передаваться в Facebook: «…Принимая новые Условия предоставления услуг, вы не даёте WhatsApp дополнительные разрешения на предоставление пользовательских данных материнской компании Facebook». Обновление, по тогдашнему заявлению компании, коснётся бизнес-аккаунтов, которые смогут хранить свои чаты с клиентами, используя «защищённую хостинг-инфраструктуру» Facebook. Информацию из этих чатов компании смогут использовать в своих маркетинговых целях, включая рекламу в соцсети.
Согласно сообщению, новая опция для бизнеса будет запущена 15 мая, а до тех пор WhatsApp будет вести «разъяснительную работу».
Сообщение было опубликовано только на сайте сервиса. В самом WhatsApp оно, в отличие от предупреждения об изменении политики конфиденциальности, пользователям не рассылалось.
Администрация WhatsApp утверждает, что вокруг обновления политики возникло «много путаницы», и пользователям мессенджера необходимо уяснить новые принципы работы с их данными.
Насчёт путаницы сказано правильно, её хватает. Как писал D-Russia.ru ранее, если сопоставить политику приватности от 4 января 2021 с предшествующей редакцией, выяснится, что WhatsApp передаёт Facebook значительный объём пользовательских данных начиная с 2014 года, и в 2021 году в этом отношении, действительно, практически ничего не меняется.
Меняется, однако, отношение WhatsApp (точнее, материнской компании – Facebook) к пользователям мессенджера – оно становится ещё более циничным.
WhatsApp всегда упирал на защиту конфиденциальности пользователей, в частности, на сквозное шифрование данных в чатах, правда, одновременно с этим эксплуатировала обширные и подробные, вплоть до номеров телефонов, персональные данные. Теперь WhatsApp говорит: нам уже недостаточно того, что вы согласились с пользовательским соглашением, не читая его, мы хотим, чтобы вы явно и недвусмысленно признали наше право передавать ваши данные между Facebook, WhatsApp, Instagram и вообще любыми сервисами, которые у нас уже есть и ещё будут созданы, а если не хотите соглашаться, тогда мы вас отключим от WhatsApp описанным ниже способом, конечно же, не сразу, а дав достаточное время одуматься.
«Можно было бы расценить изменение политики WhatsApp как шаг к большей открытости — …если это так, то стремление к большей открытости на деле привело к большему ужасу», – писал по этому поводу Engadged.
По нашему мнению, «стремление к большей открытости» WhatsApp гораздо менее вероятно, чем реакция компании на явно обозначившееся стремление национальных регуляторов (включая российских) ограничить практику навязывания пользовательских соглашений по принципу «принимай или уходи». О правильности такого предположения свидетельствует, в частности, упоминаемое Engadged заявление официального представителя WhatsApp, который пообещал европейцам не эксплуатировать их персональные данные для таргетирования онлайн-рекламы. Дело, очевидно, в GDPR, законе ЕС, серьёзно ограничивающем коммерческий оборот персональных данных.

















