Компания Fellowship Filtering Technologies 12 декабря подала иск к «Яндексу» в окружной суд США по Восточному округу штата Техас, пишут «Ведомости» со ссылкой на текст иска.
Иск подан сразу к трем юридическим лицам – голландской компании Yandex N.V. (владеет 100% российского ООО «Яндекс»), Yandex LLC (ООО «Яндекс») и Yandex Inc. (компания, зарегистрированная в США).
В документе говорится, что «Яндекс» нарушил патент, зарегистрированный в США еще в 1999 году на имя Гари Робинсона – совладельца Fellowship Filtering Technologies. Эта компания просит суд признать нарушение патента и обязать «Яндекс» возместить ущерб (его размер не указан). Также компания хотела бы получать от «Яндекса» роялти за использование ее технологии.
Предметом спора является система автоматической фильтрации. Она собирает и хранит данные о поведении пользователей (например, историю их предпочтений и покупок в сети). А когда новый пользователь попадает в эту систему, она рекомендует ему определенный контент или продукт, основываясь на предпочтениях других пользователей с похожими вкусами, которые уже учтены системой, говорится в тексте иска.
Именно на основе этого изобретения «Яндекс» создал свою систему анализа поведения пользователей и теперь делится этими данными с рекламодателями, утверждается в иске. Авторы иска также ссылаются на заявления топ-менеджеров «Яндекса» о том, что предоставление точных рекомендаций пользователям является основой бизнеса компании.
«Яндекс» зарабатывает на рекламе, прежде всего – на контекстной: она демонстрирует пользователям рекламные объявления в результатах поиска и на партнерских сайтах. Суть работы системы контекстной рекламы «Яндекс.Директ» состоит в том, чтобы показать пользователям релевантные объявления, основанные на их поисковых запросах и поведении в сети. На странице «Яндекс.Директ» компания так описывает систему рекламодателям: «Яндекс.Директ» «покажет ваши объявления людям, которые уже ищут похожие товары или услуги в «Яндексе» и на сайтах рекламной сети», пишут «Ведомости».
В третьем квартале 2015 года контекстная реклама принесла компании 92% всей выручки. По итогам девяти месяцев 2015 года «Яндекс» получил 38,4 миллиарда рублей выручки от продаж рекламы этого типа.
Представитель «Яндекса» Ася Мелкумова не стала комментировать «Ведомостям» иск по существу. Она сообщила, что компания изучает иск и «не ожидает существенных проблем для себя в связи с ним». О какой сумме претензий может идти речь, она не говорит. «Этот же истец подал иски еще к 16 лицам, большинство из которых завершились довольно быстро мировым соглашением», — добавила Мелкумова.

















