Объем российского рынка платного ТВ вырос за год на 16,5% — до 67,2 миллиарда рублей. Число абонентов платного ТВ составило 39,4 миллиона. При этом сегмент кабельного телевидения впервые продемонстрировал отток: абонентская база кабельных операторов сократилась на 1,5%, свидетельствуют результаты исследования «ТМТ Консалтинг».
Лидером роста среди технологий в 2015 году, как и ранее, стал сегмент IPTV: число подписчиков этого пока еще самого небольшого сегмента увеличилось более чем на 20%, что не только выше среднерыночных темпов, но и заметно выше темпов роста в спутниковом ТВ. Как следствие, впервые в истории российского ТВ в 2015 году число новых подключений к IPTV и к спутниковому ТВ оказалось одинаковым, составив около 0,9 миллиона по каждой технологии, говорится в документе.
К концу 2015 года доля кабельного телевидения в структуре абонентской базы снизилась на 3 п.п., доли IPTV и спутникового ТВ выросли соответственно на 2 п.п. и 1 п.п.
Исследование выделяет главные тренды 2015 года.
Экономические: влияние экономической ситуации на рынок платного ТВ: снижение курса рубля привело к росту затрат на закупку импортного оборудования и контента. Большинство операторов вынуждены были поднять цены на свои услуги.
Законодательные:
- введение запрета на рекламу на платных телеканалах;
- внесение поправок в закон «О средствах массовой информации», которые ограничивают 20% долю иностранного капитала в российских СМИ;
- возложение на операторов платного ТВ обязанности осуществлять бесплатную трансляцию обязательных общедоступных каналов.
Технологические:
- развитие цифрового эфирного вещания;
- развитие цифровых технологий, отток абонентов аналогового КТВ;
- распространение OTT-видеосервисов.
Слияния и поглощения: укрупнение компаний за счет сделок слияния стало заметным трендом года.
В самом начале года большинство операторов, чтобы компенсировать растущие расходы на закупку контента, подключение и обслуживание абонентов, вынуждены были пойти на повышение тарифов. Как следствие, средний счет на одного абонента (ARPU) вырос за год в среднем по рынку на 8% со 134 рублей до 145 рублей. Повышение тарифов не привело к массовому оттоку абонентов, как опасались операторы. Число подписчиков за год увеличилось на 1,4 миллиона домохозяйств, проникновение услуги платного ТВ приблизилось к 71%.


















