Утверждена концепция функционирования системы налогового мониторинга

1627

Распоряжением правительства РФ от 21 февраля 2020 г. № 381-р утверждена концепция развития и функционирования в Российской Федерации системы налогового мониторинга; документ опубликован на официальном портале правовой информации в понедельник.

Реализация концепции возложена на Минфин и ФНС «совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти».

Основная цель концепции – определение путей и способов цифровизации налогового контроля на основе применения риск-ориентированного подхода, направленного на проверку высокорискованных операций плательщиков. Функции государственного налогового контроля в дальнейшем будут интегрированы в корпоративные информационные системы плательщиков, «что позволит обеспечить добровольное, правильное и своевременное исчисление и уплату (перечисление) налогов, сборов и страховых взносов в бюджетную систему Российской Федерации, повышение эффективности налогового контроля и снижение административного бремени для плательщиков», говорится в документе.

Система налогового мониторинга состоит из следующих взаимосвязанных элементов:

  • нормативная правовая база, регулирующая отношения в области налогового мониторинга;
  • информационная система, включающая программы для электронных вычислительных машин, базы данных, веб-сайты, иные объекты информационных технологий, содержащуюся в них информацию и исходные данные, программно-аппаратные комплексы и иное имущество, связанное с указанными объектами;
  • информационные сервисы и форматы информационного взаимодействия;
  • организационно-функциональная модель системы налогового мониторинга.

Среди основных направлений развития системы налогового мониторинга документом определяется:

  • создание новой системы обязательных требований для добровольного соблюдения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах посредством интеграции налогового контроля в организационно-информационную среду плательщиков с одновременным отказом от налоговых проверок, в том числе в целях реализации поручения по введению в действие новых норм, содержащих актуализированные требования, разработанные с учетом риск-ориентированного подхода и современного уровня технологического развития в соответствующих сферах;
  • развитие расширенного информационного взаимодействия путем организации доступа налоговых органов к информационным системам плательщиков в режиме реального времени и перехода на качественно новый уровень обработки документов (информации) с одновременным отказом от сплошной документальной проверки и истребования первичных документов плательщиков, в отношении которых проводится налоговый мониторинг, придание юридической значимости факту представления в налоговый орган документов (копий документов) посредством организации доступа налогового органа к информационным системам плательщика;
  • разработка интерактивных сервисов, открытых программных интерфейсов и аналитических инструментов, обеспечивающих автоматизацию налогового контроля посредством удаленного запуска программы автоматического контроля в информационных системах плательщиков, к которым предоставляется доступ налоговым органам;
  • создание условий для повышения уровня доверия налоговых органов к информационным системам плательщиков.

В документе также описано развитие технологии и архитектуры системы налогового мониторинга, перечислены мероприятия по развитию системы налогового мониторинга и их организационно-методологическое обеспечение.

Ожидается, что реализация мероприятий, предусмотренных концепцией, позволит обеспечить, в частности:

  • расширение перечня потенциальных участников налогового мониторинга: к 2022 году – до не менее 3879 плательщиков; к 2024 году – до не менее 7827 плательщиков;
  • рост числа плательщиков, в отношении которых проводится налоговый мониторинг, не менее 20% в год;
  • повышение доли плательщиков, которые предоставляют налоговым органам доступ к своим информационным системам, в общем количестве плательщиков, в отношении которых проводится налоговый мониторинг, не меньше 10% в год;
  • повышение доли автоматических и автоматизированных контрольных процедур налогового мониторинга, не меньше 20% в год;
  • повышение доли электронных документов плательщиков в общем количестве документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов – не меньше 10% в год.

Напомним, внедрение системы налогового мониторинга началось в 2016 году.  В феврале 2019 Михаил Мишустин, являвшийся на тот момент главой ФНС, рассказывал, что чтобы перейти на налоговый мониторинг компания должна иметь оборот в 3 миллиарда рублей, активы на 3 миллиарда рублей, а также уплатить 300 миллионов рублей налогов за предыдущий год. Всего в России этим критериям отвечают чуть более 1800 предприятий. На февраль 2019 налоговый мониторинг проводился в отношении 44 организаций, которые обеспечивали 12,25% поступлений в федеральный бюджет.

Чтобы не пропустить самое интересное, читайте нас в Телеграм

Поделиться: