Удаленные сотрудники экономят для российских компаний 94 млрд руб в год – исследование

Совокупный экономический эффект от дистанционной работы в масштабах страны уже составляет около 94 миллиардов рублей в год, согласно исследованию, проведенному компанией «1С-Битрикс» совместно с агентством J’son & Partners Consulting.

Специалисты исследовали текущую ситуацию и перспективы развития рынка удаленной занятости в России, существующие платформы и инструменты для планирования, организации и контроля деятельности удаленных сотрудников, а также возможный экономический эффект от перехода офисных сотрудников на дистанционный режим работы. В рамках исследования был проведен опрос руководителей компаний среднего, малого и крупного бизнеса в 15 регионах, которые имеют в подчинении удаленных сотрудников. Исследование выявило, что помимо очевидных плюсов, таких как экономия, возможность формировать гибкий график и др., есть и сдерживающие факторы для дистанционной работы, в числе которых боязнь руководителей ослабить контроль над сотрудниками, отсутствие эффективной системы мотивации, опасения по поводу невключенности работника в коллектив и др.

Результаты исследования показали, что каждый сотрудник, перешедший на удаленную работу и имеющий необходимое программное и аппаратное обеспечение, внесет свой вклад в экономику предприятия в размере 170 тысяч рублей за год за счет снижения расходов.

По расчетам J’son & Partners Consulting, типовая компания из десяти человек при переводе половины сотрудников на дистанционную работу экономит 3% выручки только лишь за счет аренды офиса.

Экономия складывается из четырех факторов:

  • отсутствие необходимости тратить время на дорогу (совокупная экономия 22 миллиарда рублей в год);
  • доступ к рабочему месту даже в период больничных отпусков (5 миллиардов рублей);
  • экономия на содержании офисного места (38 миллиардов рублей без учета возможных доходов от сдачи в аренду высвободившихся офисных площадей и 64 – с учетом сдачи в аренду);
  • снижение затрат на оплату труда за счет расширения географии найма (3 миллиарда рублей).

На настоящий момент доля дистанционных работников в России не превышает 1% от общего количества рабочих мест. При этом в США, к примеру, доля удаленных работников составляет 34-36%, по данным McKinsey.

Дистанционная работа — это работа, выполняемая сотрудником на расстоянии от офиса работодателя из любого удобного ему места с помощью современных средств IT и телекоммуникаций — такое определение дали специалисты. Исследование включало только работников, которые постоянно интегрированы в процессы компании – таким образом, исключались те, кто привлекался на разовые задачи.

Какие компании нанимают дистанционных сотрудников
Какие компании нанимают дистанционных сотрудников

В 68% опрошенных компаний размер зарплаты не зависит от того, в офисе работает сотрудник или нет, а в 12% компаний дистанционные работники получают даже больше офисных.

В первую очередь, удаленными сотрудниками оказались программисты — 51%, сотрудники служб поддержки клиентов (38%), дизайнеры (27%), аналитики (15%) и сотрудники финансового департамента (15%).

1

По данным опроса, контроль рабочего дня дистанционных сотрудников осуществляет 59% компаний, но более половины опрошенных руководителей признались, что это лишь формальность.

Российские работники ментально пока больше тяготеют к офисному труду, а кроме того, не у всех есть возможность работать дома (на человека приходится лишь 10 кв. м жилья без учета аварийного и ветхого). Однако доля дистанционных работников будет расти, и вместе с ней увеличится экономический эффект от их деятельности, считают исследователи. Главной предпосылкой этому они назвали взрывное развитие высокоскоростных средств передачи информации.

Для организации эффективной удаленной работы используется разнообразное программное обеспечение – от набора различных инструментов для решения отдельных задач до комплексных систем (такие решения зачастую разрабатываются самостоятельно либо заказываются компаниями под свои нужды).

Для контроля и постановки задач специализированное ПО применяют 54% руководителей. По популярности среди участников опроса разновидности софта распределяются так: системы работы с почтой и документами онлайн (67%), IP-телефония (52%), хранилище данных (50%), корпоративная социальная сеть (43%), мессенджеры (39%), далее идут системы управления проектами, CRM и «таск-трекеры».

Софт, используемый дистанционными сотрудниками
Софт, используемый дистанционными сотрудниками

Исследование показало, что 83% компаний, использующих сервисы для организации работы сотрудников вне офиса, отмечают их влияние на экономическую эффективность бизнеса. При этом 19% оценивают это влияние как сильное, и 57% как среднее и только 7% как слабое.

По прогнозам J’son & Partners Consulting, в ближайшие пять лет Россию ждет взрывной рост удаленной работы, и уже к 2020 году каждый пятый сотрудник компании будет работать удаленно. Совокупная экономия от этого перехода составит более 1 триллиона рублей.

Однако специалисты признают, что есть факторы, сдерживающие рост дистанционной занятости. Среди них увеличение расходов компаний на IT-инфраструктуру и ПО при первоначальном внедрении, сложность управления сетью с многочисленными подключенными устройствами, дополнительные требования безопасности, противодействие служб безопасности, сложившиеся стереотипы и др.

Факторы, сдерживающие рост дистанционной занятости
Факторы, сдерживающие рост дистанционной занятости

Полный текст исследования смотрите здесь >>>

Справка

«Битрикс24» — комплексный продукт компании «1С-Битрикс» для удаленных сотрудников, включающий хранилище данных, корпоративную соцсеть, CRM и «таск-трекер». Все потребности в ПО для удаленной работы в рамках единого решения реализуют лишь 12% компаний, по данным «1С-Битрикс».

«1С-Битрикс» была образована из двух структур — «1С» и «Битрикс», которую в 1998 году основал Сергей Рыжиков. Компания занимается системами управления веб-проектами и интернет-решениями.

J’son & Partners Consulting работает на рынке с 1996 года. Она специализируется на исследованиях всех сегментов рынков телекоммуникаций, информационных технологий и медиа в России, СНГ и Центральной Азии. Компания готовит рейтинги и прогнозы, ее постоянными клиентами являются около 200 компаний. Ежегодно J’son & Partners Consulting выпускает более 300 тематических исследований.

Чтобы не пропустить самое интересное, читайте нас в Телеграм

Поделиться:

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Не смотря на фобии наших менеджеров, точнее сказать их безграмотность это очень эффективная технология. Современный Мир идёт и будет идти в этом направлении, необходимо понимать, что Мир двигается в сторону развития и обратно не пойдёт, конкуренция будет только нарастать и выживет тот кто более эффективно распоряжается ресурсами, нужно повышать квалификации управленческого состава, тогда Российские компании будут получать ещё больший экономический эффект, и не только от подобных технологий. Проблемы более глубокого проникновения ИТ технологий в России лежат в области фобий и безграмотности управленческого состава.

комментарии закрыты.