Цифровая эпоха для аналогового человека

Огромное количество накопленных персональных данных приводит не только к новым возможностям для экономики, но и к новым рискам для частной жизни. Общество ещё до конца не осознаёт масштаб задач, связанных с «большими данными». Весомое значение во всем этом имеет практическое применение законодательства и регулирование. В чём отличие персональных данных от больших персональных данных, как транснациональные (в основном американские) компании распоряжаются нашими цифровыми данными – эти и иные вопросы поднимались во время пленарного заседания на VIII ежегодной конференции «Защита персональных данных», состоявшейся в Москве в четверг по инициативе Роскомнадзора.

Глава Роскомнадзора Александр Жаров, открывая заседание, сказал о необходимости минимизировать практику недекларируемых скрытых возможностей устройств и приложений, дополнительных обязательств пользователя при предоставлении различных услуг, когда заявленный функционал значительно уступает фактическому скрытому.

Цифровая эпоха для аналогового человека
Александр Жаров

«С целью повышения роли саморегулирования в отрасли, возможно, следует сделать акцент на гармонизацию условий пользовательских соглашений, разработку отраслевых кодексов и стандартов, соответствующих требованиям законодательства, но в тоже время учитывающих профессиональную специфику деятельности», — предложил Жаров.

После пленарного заседания, общаясь с журналистами, глава Роскомнадзора предложил внести поправки в закон «О связи», которые обяжут мобильные компании выдавать детские SIM-карты, Идентификаторы ребёнка в сети в настоящее время привязаны к родителям, и надо закрепить законодательно понятие «детской SIM-карты» — она должна обеспечивать определенные функциональные ограничения и обладать дополнительными функциями, например, необходимыми родителям.

Помощник президента России Игорь Щёголев отметил, что гражданин, не только в России, но и в других странах, «не стал в полной мере распорядителем тех данных, которые получаются в результате его цифровой жизнедеятельности», и что человек не должен оставаться «прилагательным по отношению к технологиям». Щёголев считает, что сами технологии не должны влиять на природу человека, что и в цифровую эпоху личность останется «аналоговой», такой, какой она была создана.

Цифровая эпоха для аналогового человека
Игорь Щёголев

Глава комиссии по информационной политике Совета Федерации Людмила Бокова отметила повышение уровня грамотности граждан в сфере использования персональных данных. Чем более образованным в области персональных данных будет население, тем меньше будет жертв мошенников. Сенатор отметила, что в прошедшем в октябре Едином уроке по безопасности в Сети приняло участие 12 миллионов детей и 100 тысяч учителей.

Цифровая эпоха для аналогового человека
Людмила Бокова

«Сегодня ребёнок является носителем не только своей личной информации, но и всех своих родственников, и, конечно, научить его защищать эти данные – это важная просветительская задача», — сказала Бокова.

Заместитель министра связи и массовых коммуникаций РФ Алексей Соколов зачитал участникам конференции приветствие министра Николая Никифорова. По его мнению, не всегда и не везде к нормам закона «О персональных данных» относятся с должным вниманием. Нередки случаи несанкционированного распространения данных с личной информацией. Никифоров считает, что для повышения эффективности организационных и технических мер защиты персональной информации необходимо проводить совместную работу со всеми заинтересованными сторонами, в том числе с международным сообществом.

Замминистра привел данные, что по прогнозам, через пять лет из 28 миллиардов подключенных к Интернету устройств, 16 миллиардов будут приходиться на устройства Интернета вещей, которые будут создавать лавинообразный рост интернет-трафика, а правовой статус межмашинного взаимодействия данных пока не урегулирован. Также Соколову непонятно, где лежит граница между большими данными и персональными данными. Он полагает, что правовые запреты и ограничения могут навредить развитию, а чрезмерное запаздывание со стороны государства может способствовать формированию несправедливого, неконкурентоспособного рынка, а также увеличат риск злоупотреблений со стороны операторов персональных данных.

Цифровая эпоха для аналогового человека
Алексей Соколов

Следующими докладчиками стали представители бизнеса.

Вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей Сергей Мытенков выразил надежду на то, что переход к цифровой экономике не будет дополнительным обременением для бизнеса. Он также отметил, что цифровая грамотность населения отстаёт, и её надо повышать.

Цифровая эпоха для аналогового человека
Сергей Мытенков

По его словам, РСПП также работает над такими направлениями, как единый стандарт для программистов («надо определиться с количеством программистов, чтобы потом не было проблем с трудоустройством»), информационная безопасность, цифровые риски. Новыми объектами в сфере безопасности Мытенков назвал автономные автомобили, 3D-печать, умный дом, дополненную реальность, умную медицину: «С одной стороны, мы облегчаем жизнь гражданам, а с другой подвергаем жизнь новым угрозам».

Член президиума «Опоры России» Илия Димитров считает, многие до конца не понимают, что такое цифровая экономика. С точки зрения бизнеса это четвертая технологическая революция – «Всё в цифре». В текущей экономике основным показателем является ВВП, в цифровой экономике этот показатель не имеет никакого значения. Главное – это прогнозирование – на покупку, на продажу, на риск, на событие.

Цифровая эпоха для аналогового человека
Илия Димитров

Особо он выделил, что российским компаниям нужна господдержка для выхода на зарубежные рынки, для оперирования данными на равных условиях: «Зарубежные компании свободно у нас работают, но как только российские компании пытаются выйти за рубеж и оперировать их данными, начинается не всегда честная конкуренция».

Генеральный директор компании «Ашманов и партнеры» Игорь Ашманов сказал, что сегодня в условиях правового вакуума происходит утечка больших персональных данных за рубеж. Речь идет о таких сведениях, как информация из соцсетей и приложений, изображения с видеокамер, данные с фитнес-трекеров и т.д.: «Накоплены гигантские объемы персональных данных, ими вовсю торгуют. Они, наверное, не могут считаться напрямую персональными, но на самом деле они становятся такими».

Ашманов напомнил, что в США в 2017 году был принят закон о свободной продаже больших персональных данных (БПД) операторами. Одновременно в ЕС приняли закон General Data Protection Regulation (GDPR) который противоречит этому. США, по мнению Ашманова, считает своей юрисдикцией весь мир, поэтому данные, в том числе россиян, будут продавать. Возникает турбулентность, которая непонятно, чем кончится.

Цифровая эпоха для аналогового человека
Игорь Ашманов

Пользовательский профиль, по его словам, будет продаваться за 5-10-20 долларов, если умножить это на сотни миллионов пользователей, получатся миллиарды. Учитывая, что продаваться они будут не один год, возникает огромный рынок данных.

Цифровая эпоха для аналогового человека
Что такое большие пользовательские данные. Из презентации Игоря Ашманова

Отличие БПД от ПД, по словам Ашманова:

  • ПД – это идентифицирующие данные (ФИО, номер кредитки, телефон, адрес). Есть процедуры хранения и передачи. Собираются операторами с уведомления пользователя. Сбор и хранение ПД регулируются федеральным законом (152-ФЗ), проверками Роскомнадзора.
  • БПД – анонимные, агрегированные, сырые (вычисления отделены от сбора, сырые данные от обработанных). Позволяют вычислить ПД и надёжно идентифицировать человека. Собираются и передаются всеми (реклама, скоринг, коллекторы, спецслужбы, хакеры). Не регулируются в РФ.

По существу БД – это такие данные, из которых можно ввести закономерности поведения людей, это касается всех.

Ашманов привел пример внедрения в Москве технологии распознавания лиц с изображений на видеокамерах. «Это уже не пользовательские профили, это пользовательские лица. Пока это всё находится в серой зоне», — сказал он.

Глобальный бизнес сегодня пока накапливает данные, и неизвестно, как и в каких целях будет их использовать через несколько лет, применяя новые технологии и алгоритмы. Новыми сущностями для сбора данных являются: смартфоны и приложения (тексты, SMS, снимки, геоположение, контакты); смарт-ТВ: поток данных из квартиры (видео, жесты, трёхмерные сцены, звук, потребительское поведение); носимые устройства, фитнес-браслеты – эти данные изначально «в облаке» (биометрия, медицинское состояние, перемещения, паттерны занятий: сон, бег, работа, еда, секс). Собираются данные о национальности, родственниках, болезнях и предрасположенности к ним, о расе, этносе; огромный массив данных доставляют подключённые автомобили (видео, звук, география, поведенческие данные) и «Интернет вещей» — данные об окружении, устройствах, производстве, ремонте, география, звук, видео.

Спикер призвал операторов активно участвовать в разработке российского закона о БПД. Они должны стать собственностью нации, поскольку пользователи пока не могут их контролировать.

Всеобъемлющая слежка, нарушение приватности, влияние и пропаганда, свободная продажа БПД в США – таковы минимальные риски на сегодняшний день. Для разработки и оборота «цифровой нефти» необходимо регулирование. Государство должно заняться законотворчеством, созданием рынка, развитием кадров и институтов, просвещением пользователей, созданием сервисов управления своими БПД.

VIII Международная конференция «Защита персональных данных» прошла по инициативе Роскомнадзора 9 ноября в Москве, в МИА «Россия сегодня».

Чтобы не пропустить самое интересное, читайте нас в Телеграм

Поделиться: