«Экспертный центр электронного государства» совместно с Минсоцполитики Свердловской области провел второй вебинар из серии мероприятий по вопросам реализации положений закона № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»
Программа вебинаров
С докладом «Определение нуждаемости в социальных услугах и составление индивидуальных программ, ведение регистра получателей социальных услуг» выступил начальник отдела технологий социального обслуживания граждан министерства социальной политики Свердловской области Илья Илларионов.
Он рассказал, как в масштабах региона организовать определение нуждаемости в социальных услугах и составить индивидуальные программы, обеспечив сохранение административной и физической доступности социальных услуг для нуждающихся граждан, а также динамическую синхронизацию индивидуальных программ и регистра получателей социальных услуг. Слушатели узнали, как определять эффективность (результативность) предоставления социальных услуг, предусмотренных индивидуальной программой, т.е. эффективность индивидуальной программы.
В ходе вебинара была показана работа информационной системы, которая проводит социальную диагностику и составляет индивидуальную программу предоставления соцуслуг.
Во втором вебинаре приняло участие 192 человека из 35 регионов.
Ответы на вопросы, заданные докладчику см. ниже. Вы можете задать также свой вопрос в форме для комментариев внизу страницы.
Презентация Ильи Илларионова >>
Презентация веб-сервиса «Определение нуждаемости» >>
Материалы предыдущего вебинара
Ответы на вопросы, поступившие в ходе второго вебинара по 442-ФЗ «Определение нуждаемости в социальных услугах и составление индивидуальных программ, ведение регистра получателей социальных услуг».
ВОПРОС:
Если получателем социальных услуг в стационарной форме является мать с несовершеннолетним ребенком (новорожденным) индивидуальная программа составляется отдельно на мать, отдельно на ребенка?
ОТВЕТ:
Да, 442-ФЗ предусматривает определение индивидуальной потребности гражданина в социальных услугах. Соответственно, здесь у матери потребность в социальных услугах – одна, у ребенка – другая. Поэтому на каждого из них должна быть разработана индивидуальная программа предоставления социальных услуг. Если в услугах нуждается только ребенок, то программа составляется на него, а мать выступает его законным представителем.
ВОПРОС:
Какой перечень документов является исчерпывающим для оказания заявителю срочной социальной помощи?
ОТВЕТ:
п.2 ст. 21 442-ФЗ: заявление получателя социальных услуг, а также получение от медицинских, образовательных или иных организаций информации о гражданах, нуждающихся в предоставлении срочных социальных услуг.
ВОПРОС:
При пересмотре индивидуальной программы какой алгоритм действий: заново гражданин признается нуждающимся или гражданин пишет заявление (в какой форме пишется заявление)?
Как вносятся изменения в ИППСУ: при смене формы социального обслуживания или при изменении нуждаемости гражданина.
ОТВЕТ:
гражданин у вас уже признан нуждающимся. 1. Подает заявление по форме 158н (утв. Приказом Минтруда России). 2. Проводится диагностика: оцениваются нынешние условия жизнедеятельности гражданина – ухудшились/улучшились/остались прежними. 3. На основании результатов реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг и нынешнего состояния клиентов определяется потребность гражданина в социальных услугах и назначаются социальные услуги.
ВОПРОС:
Какое количество срочных социальных услуг может получить гражданин по одному заявлению? В какой период времени они должны быть оказаны?
ОТВЕТ:
Срочные социальные услуги в целях оказания неотложной помощи оказываются в сроки, обусловленные нуждаемостью гражданина в соотв. С 442-ФЗ. По количеству услуг: здесь должны работать стандарты социальных услуг, где регламентирован объем и периодичность предоставления социальных услуг.
ВОПРОС:
Как вносятся изменения в ИППСУ: при смене формы социального обслуживания или при изменении нуждаемости гражданина.
ОТВЕТ:
см. ответ выше
ВОПРОС:
Как формируется регистр получателей социальных услуг при получении получателем социальных услуг одновременно у нескольких поставщиков социальных услуг.
ОТВЕТ:
в записи вебинара представлена целая технология по ведению Регистра социальных услуг и освещен данный вопрос.
ВОПРОС:
Есть ли ограничения для предоставления срочных социальных услуг (продуктовая помощь), если доход в семье с детьми всегда ниже прожиточного минимума?
ОТВЕТ:
Объемы предоставления социальных услуг должны быть определены стандартами социальных услуг.
ВОПРОС:
Каким образом организуется работа с семьей, находящейся в социально-опасном положении, которая отказывается заключать договор о предоставлении социальных услуг на дому? Как признать получателем соц.услуг семью в социально опасном положении, если они не хотят предоставлять необходимые документы или прописаны в другом регионе?
ОТВЕТ:
в рамках оказания срочных социальных услуг: без составления ИППСУ и договора. 442-ФЗ предусматривает принцип добровольности социального обслуживания. Если семья откажется и от срочных социальных услуг – Бог в помощь….
ВОПРОС:
Где составляется ИППСУ на получателя соц.услуг, который находился на стационарном обслуживании (до вступления 442-ФЗ) в учреждении ХХХ-региона, если он зарегистрирован в YYY-регионе?
ОТВЕТ:
В случае, если он и сейчас находится в учреждении ХХХ-региона, там же и составляется.
ВОПРОС:
По срочным услугам: в стандарте прописана услуга: «Помощь в оформлении документов…», не дублирует ли «Проведение опроса…» данную услугу?
ОТВЕТ:
нет. Норматив предоставления услуги разный.
ВОПРОС:
Как можно провести обследование материально-бытовых условий проживания семьи, с несовершеннолетними детьми, если семья фактически живет в Московской области. Учреждение расположено в Москве.
ОТВЕТ:
Попросить официально своих коллег провести обследование и представить Вам акт жилищно бытовых условий проживания семьи.
ВОПРОС:
Нужно составлять ИППСУ в полустационарной форме обслуживания на оказание вещевой и продуктовой помощи, профилактики социального сиротства?
ОТВЕТ:
если предоставление вещевой и продуктовой помощи не входит в рамки оказания срочных социальных услуг – нужно. С профилактикой социального сиротства – здесь нужно быть поосторожнее.
ВОПРОС:
Как и по каким критериям проводить оценку результатов реализации ИППСУ и заносить это в ИППСУ.
ОТВЕТ:
В Свердловской области данный механизм заложен в автоматизированное решение – веб-сервис «Признание гражданина нуждающимся в предоставлении соц.услуг»: проводится повторное анкетирование. Полученные результаты функциональных классов по ограничению жизнедеятельности гражданина сравниваются с теми, когда гражданин обращался за предоставлением социальных услуг. Заносится это в заключение о реализации ИППСУ (последняя страница)
ВОПРОС:
Может ли получатель социальных услуг в форме соц.обслуживания на дому получать услуги в полустационарной форме?
ОТВЕТ:
Конечно может.
ВОПРОС:
Скажите, правильно ли я понимаю, что у вас решение о признании нуждающимся принимается полуавтоматически вашей программой.
ОТВЕТ:
принимается решение о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании/отказе уполномоченным органом. Решение формируется автоматически в веб-сервисе. Специалистам даже эту форму заполнять не нужно – печатается сразу заполненная форма решения со всеми данными и указанием причин нуждаемости с ссылкой на пункт(ы) нормативно-правового акта.
ВОПРОС:
Срочные социальные услуги в полустационарной форме согласно стандартам должны оказываться за 2 часа 35 минут (сбор документов, акт материально-бытового обследования, решение комиссии и т.д.) это нереально, как быть?
ОТВЕТ:
в соотв. с 442-ФЗ срочные социальные услуги оказываются в целях неотложной помощи в сроки, обусловленные нуждаемостью гражданина. Основанием для предоставления срочных услуг является заявление гражданина, а также информация от других организаций (медицинских, образовательных и т.д.). Ваш стандарт срочных социальных услуг (если Вы не путаете) противоречит нормам 442-ФЗ.
ВОПРОС:
А как записать различные формы получения услуг, например, полустационар и стационар – в одной программе для клиента?
ОТВЕТ:
да, в одной. В графе «форма социального обслуживания:…» через запятую
ВОПРОС:
А если клиент не желает предоставлять документы? Как нам их собрать?
ОТВЕТ:
Вам – никак. Представлять документы – это право гражданина, влекущее за собой регулирование отношений в рамках социального обслуживания между получателем и поставщиком социальных услуг. Не хочет представлять документы – не хочет и обслуживаться.
ВОПРОС:
Если гражданин нуждается в разовой услуге, входящей в перечень, например, в доставке продуктов питания, Вы ее оказываете за плату? Относите данную услугу к срочным или к услугам на дому? На разовую услугу составляете ИППСУ?
ОТВЕТ:
Да, все через ИППСУ. Если гражданин отказывается оформлять ИППСУ, то ему услуга предоставляется как дополнительная на платной основе. Здесь только берется заявление и составляется договор на предоставление дополнительных услуг за плату в рамках иных видов деятельности, оказываемых автономными учреждениями по уставу.