«Экспертный центр электронного государства» совместно с Минсоцполитики Свердловской области провел третий вебинар из серии мероприятий по вопросам реализации положений закона № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».
Программа вебинаров
С докладом «Ведение реестра поставщиков социальных услуг и обеспечение их информационной открытости» выступил начальник отдела технологий социального обслуживания граждан министерства социальной политики Свердловской области Илья Илларионов.
Он рассказал, как в масштабах региона организовать ведение реестра поставщиков, обеспечив:
- доступность рынка социальных услуг для поставщиков различной организационно-правовой формы;
- информационную доступность реестра поставщиков социальных услуг;
- управление рисками, в том числе связанными с появлением недобросовестных поставщиков социальных услуг.
Также была продемонстрирована автоматизированная система формирования и ведения реестра поставщиков социальных услуг.
В мероприятии приняли участие 239 человек из 46 регионов.
Презентация Ильи Илларионова >>
Презентация ИС «Социальное обслуживание населения» >>
Ответы на вопросы, поступившие в ходе третьего вебинара по 442-ФЗ «Ведение реестра поставщиков социальных услуг и обеспечение их информационной открытости».
ВОПРОС:
Какой объем негосударственных поставщиков по отношению к государственным в данный момент сложился?
ОТВЕТ:
На сегодняшний день в реестре 143 государственных поставщика, в процессе подготовки документов на включение в реестр находятся 3 негосударственных поставщика (социально ориентированные НКО)
ВОПРОС:
Стандарты разрабатываются на уровне города или в каждом учреждении отдельно?
ОТВЕТ:
На уровне региона, поскольку согласно ст. 27 442-ФЗ, стандарты являются разделом порядка предоставления социальных услуг. У нас стандарты утверждены приказом Министерства социальной политики Свердловской области. Подробнее про наши стандарты можно посмотреть в записи первого вебинара.
ВОПРОС:
Есть ли выбор у получателя услуг поставщика независимо от места его проживания?
ОТВЕТ:
Конечно есть. Согласно ст. 9 442-ФЗ, получатель имеет право выбора поставщика или поставщиков.
ВОПРОС:
Илья Владимирович! Вы сами вносите эту информацию на уровне министерства или кто-то это делает за Вас?
ОТВЕТ:
Здесь смешанный алгоритм:
- для государственных учреждений первично информацию заводят сами учреждения, а верификацию и загрузку данных обеспечивает специальное учреждение — Организационно-методический центр социальной помощи;
- для негосударственных вводим сами, в перспективе, если пойдут массовые обращения, тоже можем передать эту функцию Организационно-методическому центру социальной помощи.
ВОПРОС:
Как разграничены обязанности работы операторов(пользователей) как с реестром, так и с регистром? Каков регламент работ?
ОТВЕТ:
Порядок работы определен приказом Министерства социальной политики Свердловской области. Управление полномочиями конкретных пользователей реализуется в информационной системе.
ВОПРОС:
Насколько утверждены стандарты, тарифы и пр. документы на уровне региона для реализации 442-ФЗ?
ОТВЕТ:
По ссылке находится вся нормативная база по Свердловской области, и ее обсуждение учреждениями.
ВОПРОС:
Регламент принятия решения — это административная процедура утверждённая локальным актом министерства?
ОТВЕТ:
Да. Порядок работы определен приказом Министерства социальной политики Свердловской области.
ВОПРОС:
А регистр получателей по иным поставщикам тоже пока ведете Вы?
ОТВЕТ:
Да. Для негосударственных пока вводим информацию сами, в перспективе, если пойдут массовые обращения, тоже можем передать эту функцию Организационно-методическому центру социальной помощи.
ВОПРОС:
Кто на уровне региона определяет показания к оформлению в дома интернаты. Региональные подразделения министерства?
ОТВЕТ:
Порядок предоставления социальных услуг, в том числе порядок определения нуждаемости и составления индивидуальных программ определен постановлением правительства Свердловской области № 1149-пп от 18.12.2014 г. Индивидуальные программы составляют наши территориальные органы – управления социальной политики. Для домов-интернатов мы пока также сохранили путевки как форму координации (ибо у нас еще сохраняется очередь в ПНИ и спец. ДИ). Путевки выдает Министерство социальной политики.
ВОПРОС:
Учет какой информации ведется в реестре поставщиков? То есть, например, как учитываются условия предоставления услуг?
ОТВЕТ:
Локальный модуль «Паспорт поставщика социальных услуг» содержит более 20 разделов. Часть из них в объеме, предусмотренном 442-ФЗ, публикуется в реестр поставщиков социальных услуг, часть публикуется на официальном сайте поставщика социальных услуг. Часть информации используется только работниками Министерства для принятия управленческих решений.
ВОПРОС:
Реестр опубликован?
Ответ:
Да. Доступен по ссылке. Интерфейс один и для авторизованных пользователей, и для неавторизованных. Разный уровень получаемой и доступной информации.
ВОПРОС:
Сергей Николаевич! Можно подробнее об открытых данных. Как они выдаются из системы и насколько соответствуют требованиям федеральной нормативки к форматам открытых данных?
ОТВЕТ:
Открытые данные формируются из системы в виде набора открытых данных, сформированного в соответствии методрекомендациями «Методические рекомендации по публикации открытых данных государственными органами и органами местного самоуправления и технические требования к публикации открытых данных» (версия 2.3). В соответствии с этими требованиями имеется паспорт на указанный набор. Набор данных представлен в формате XML. Можно оформить в соответствии с этим паспортом набор для открытых данных по одному учреждению и поместить в реестр поставщиков. Т.е. открытые данные используются не только для выгрузки из системы, но и для загрузки в нее. Загрузка актуальна для учреждений, не имеющих в своем распоряжении функционального модуля «Паспорт учреждения».
ВОПРОС:
Есть дополнительные сервисы, которые интегрированы с ЕСИА (порталом госуслуг)?
ОТВЕТ:
Ведутся работы (оператором системы – Организационно методический центр) по регистрации в ЕСИА для использования при авторизации работников Министерства и учреждений. Функционал готов, но не тестировался. Функционал портала госуслуг, в частности «Личный кабинет» не позволяет полностью реализовать возможности системы. В частности – провести анкетирование при определении нуждаемости в социальных услугах, выбрать необходимый клиенту перечень дополнительных услуг и т.д. Поэтому интеграция с порталом госуслуг в ближайшее время не планируется. Но есть свое решение – «Единый социальный телефон» (так сложилось исторически название). Фактически это реализация регионального личного кабинета получателя социальных услуг. Решение доступно на сайте uralsocinform.ru в разделе «Справочно-информационные системы» –>»Информационный портал «Единый социальный телефон» — основной и резервный серверы. Есть ряд общих проблем как для портала госуслуг, так и для регионального, которые лежат в основном в плоскости несовершенства федеральной нормативной базы в части использования электронных документов. В перспективе панируется реализация авторизации через ЕСИА и для получателей услуг. Сервисы для получателей будут развиваться в сторону полного удовлетворения нужд клиентов социальных служб для дистанционного взаимодействия с поставщиками через сеть Интернет.
ВОПРОС:
Эти сервисы будут каким-то образом связаны с регистром (реестром)?
ОТВЕТ:
Все сервисы функционируют как составные части единой системы. Соответственно, будут органично вписаны в нее.
ВОПРОС:
Кто вводит сведения о получателях социальных услуг и кто ведет регистр получателей?
ОТВЕТ:
Эта тема подробно рассматривалась на Вебинаре 2. Материалы вебинаров можно посмотреть по ссылке. Частично тема будет затронута на вебинаре 4.
ВОПРОС:
Можно ли сформировать выписку из Реестра поставщиков?
ОТВЕТ:
Реестр поставщиков, сформированный в объеме, предусмотренном 442-ФЗ, находится в общем доступе. Для специалистов министерства и других авторизованных пользователей доступна информация в гораздо большем объеме, чем предусмотрено 442-ФЗ как в электронном виде, так эта же информация может быть распечатана.
ВОПРОС:
Как реализуется реестр и регистр — платформа, технология, БД?
ОТВЕТ:
Системы управления базами данных – Oracle (центральное хранилище), Fire Bird (локальные модули). Сервер приложений — GlassFish. Технологии в силу разношерстности пропускной способности каналов связи, их защищенности, производительности используемой техники в учреждениях используются различные – в локальных сетях учреждений – клиент-серверные, есть специальный функционал для обмена данными между локальными БД и центральным хранилищем, репликации основных и резервных серверов, web-приложения, аналитические системы и т.д.
ВОПРОС:
Какое количество граждан планируется обрабатывать?
ОТВЕТ:
В реестре получателей на сегодня 165 тысяч получателей, 140 тысяч с ИППСУ. Пользователей системы (специалистов) порядка 2500 — работники Министерства и учреждений. До 500 тысяч получателей (со всем историзмом и протоколированием доступа к элементам системы) система выдержит на имеющемся аппаратном обеспечении, дальше нужны другого класса серверы и системы хранения данных. Поставщиков порядка 160 учреждений, причем они реорганизуются – сливаются, разделяются. Все это поддерживается и информация хранится за предыдущие периоды.