Объём электронной торговли в России в 2018 году составил 1,17 триллиона рублей, включая 316 миллиардов рублей, приходящихся на трансграничную торговлю – такие данные привел директор по связям с госорганами компании AliExpress Россия Сергей Лебедев на пресс-конференции на этой неделе.
«Мы пока находимся в начале пути. Российский рынок электронной коммерции находится в состоянии развития. Очень важно сейчас не зарегулировать отрасль», — сказал представитель AliExpress Россия (входит в Alibaba Group, предоставляет возможность покупать товары производителей из КНР).
По его словам, проникновение онлайн-ритейла в России в общем объеме торговли около 4%, тогда как в Европе этот показатель составляет 10-15%, в Китае – 20%, в Южной Корее – 25%.
Сергей Лебедев уточнил, что единой методологии по подсчёту рынка пока нет. Так, например, в объеме трансграничной торговли не учтены покупки жителей России в таких магазинах, как Google Play, Apple Store и т.д., а учтены только физически перемещаемые через границу товары.
«Электронная торговля – это не только инструмент для потребителя, но еще и инструмент для развития малого и среднего бизнеса. Модель е-коммерции даёт возможность экономить на аренде помещения. Скорость доставки, логистика при этом является основным элементом конкурентной борьбы», — сказал Сергей Лебедев, представляя итоги исследования рынка е-коммерции в Москве.

В комментарии для D-Russia.ru относительно российских товаров на площадке AliExpress, Лебедев пояснил, что в настоящее время они работают с около 200 российскими производителями, которые могут продавать через площадку товары на ряд стран – Россию, Белоруссию, Казахстан. В Китае российские товары продаются через китайских партнёров – таковы условия компании, т.к. партнёр, в частности должен удовлетворять таким требованиям, как наличие двухлетней кредитной истории в стране, требованиям сроков доставки и пр.

Представитель AliExpress также пояснил, что сделка по созданию совместного предприятия Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ), Alibaba Group, «Мегафон» и Mail.ru Group пока находится в процессе согласования сторон и окончательно не закрыта.
Также на конференции были затронуты вопросы, как крупные интернет-площадки используют умные технологии для продвижения своих товаров на рынке и улучшения качества сервиса. Так, использование «искусственного интеллекта» помогает спрогнозировать спрос на товары, формировать маркетинговые стратегии, подбирать персональные рекомендации покупателям, выстраивать коммуникацию с людьми без участия человека, описывать товар в автоматическом режиме. Технология виртуальной реальности (VR) – дает возможность виртуальной примерки товаров, роботы и дроны – оптимизируют работу складов и осуществляют беспилотную доставки заказов покупателю. Технологии оптимизируют внутреннюю работу интернет-компаний, в том числе на производстве. Блокчейн создает «умные контракты» с поставщиками и хранит информацию о товарах, 3D-моделирование и печать позволяют эффективно подбирать размер одежды и сокращать время ее производства, Интернет вещей – отслеживает количество товаров в магазинах и на складах.
Кейсы применения умных технологий на примере Alibaba Group. В своих дочерних компаниях Alibaba использует искусственный интеллект для описания любого товара. Совместно с Guess компания разработала смарт-зеркало, которое поможет подобрать наряд и аксессуары. Интеллектуальный чат-бот Dian Xiaomi отвечает на вопросы покупателей и решает их проблемы. Используя Большие данные Cainiao, Alibaba может определять самые быстрые и дешевые маршруты для быстрой доставки. В России Aliexpress запустила сеть магазинов с элементами виртуальной реальности (VR), в которых можно рассмотреть и купить товары. Для срочной доставки лекарств и продуктов питания в Китае Alibaba использует дроны. Cainiao Network, дочерняя компания Alibaba Group по логистике, использует технологию Искусственного интеллекта для прогнозирования размера коробок, которые используются для упаковки заказов. Компания заявила, что данное решение сокращает использование упаковочных материалов более чем на 10%.