Росстат зафиксировал рост до 39,6% доли граждан, получающих госуслуги в электронном виде – методика вызывает сомнения
Росстат опубликовал итоги очередного мониторинга хода исполнения 601 указа президента Российской Федерации («майские указы») — доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, выросла до 39,6%.
В прошлом году этот показатель составлял 35,2%. Таким образом, зафиксирован рост на 4,4 пп. Согласно указу президента, доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, к 2018 году должна составлять не менее 70%.
Согласно исследованию Росстата, абсолютными лидерами по этому показателю стали Татарстан (65,2%), Москва (64,2%), Калининградская область (58,4%), Тульская область (55,6%), Приморский край (54,8%).
В прошлом году в первой пятёрке были: Ямало-Ненецкий АО (66,3%), Приморский край (66,1%), Татарстан (63%), Ханты-Мансийский АО (62,3%), Мордовия (60,7%).
Топ-10 регионов на 2015 год
Доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме (в процентах от общей численности населения, получившего государственные и муниципальные услуги, соответствующего субъекта Российской Федерации) | ||
Регионы | 2014 год | 2015 год |
Российская Федеpация | 35,2 | 39,6 |
Республика Татарстан (Татарстан) | 63,0 | 65,2 |
г. Москва | 54,9 | 64,2 |
Калининградская область | 57,7 | 58,4 |
Тульская область | 23,5 | 55,6 |
Приморский край | 66,1 | 54,8 |
Ямало-Ненецкий автономный округ | 66,3 | 52,7 |
Республика Башкортостан | 27,6 | 52,0 |
Ленинградская область | 34,1 | 51,0 |
Ростовская область | 17,7 | 49,6 |
Чувашская Республика — Чувашия | 51,6 | 48,4 |
Между тем, не все опрошенные D-Russia.ru специалисты и представители регионов, ответственные за информатизацию, согласны с полученными Росстатом выводами. Основные претензии к методике расчёта таковы:
- для расчета показателя не учитываются сведения из информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме;
- перечень услуг в методике не есть государственные и муниципальные услуги, и поэтому не имеют отношения к исполнению указа;
- до сих пор не определено, что такое «механизм получения услуг», поэтому имеют место быть разные интерпретации услуг (правительство недавно утвердило требования к электронным услугам, но это было уже после исследования Росстата);
- среди опрошенных респондентов непропорционально велико число сельских жителей.
Как считали
Источником расчёта показателя для Росстата служит «Анкета выборочного обследования населения по вопросам использования информационных технологий информационно-телекоммуникационных сетей».
Согласно методике, статистическое наблюдение основано «на выборочном опросе представителей различных групп и слоев населения, проживающих во всех субъектах РФ. Единицами наблюдения являются частные домашние хозяйства; единицами анализа – лица в возрасте от 15 до 72 лет, члены этих домашних хозяйств. Данные об услугах, предоставляемых лицам до 15 лет (ведение электронного дневника, запись ребенка к врачу, получение паспорта и др.), получены от респондентов – законных представителей несовершеннолетних лиц до 15 лет», говорится в описании методики.
Численность опрошенных (объём выборки) составляет 137 тысяч человек в год (0,12% от численности населения обследуемого возраста). Формирование выборочной сети домашних хозяйств осуществляется централизованно на федеральном уровне, отдельно по городскому и сельскому населению. Полученные данные распространяются на генеральную совокупность, т.е. на общую численность населения Российской Федерации в возрасте 15-72 года.
Формирование показателя «Доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме» осуществляется на основе вопроса «Получали ли Вы государственные и муниципальные услуги в последние 12 месяцев и какие при этом использовали способы?». Варианты ответов:
— Да, через Интернет (используя официальные сайты и порталы государственных и муниципальных услуг, мобильные приложения, терминалы самообслуживания;
— Да, по телефону;
— Да, по электронной почте;
— Да, в многофункциональном центре предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ);
— Да, при личном посещении;
— Да, другими способами (по почте, факсу и др.);
— Нет, я не получал государственные и муниципальные услуги.
Показатель доли граждан, получающих госуслуги в электронном виде, рассчитывается как отношение ответивших «Да, через Интернет» к общему числу граждан, обращавшихся за госуслугами за последний год, умноженное на 100%.
К вопросу прилагается перечень определений, что же такое государственная услуга:
[box]
- Здравоохранение и медицина
Запись на прием к врачу, отмена и просмотр записи
- Услуги МВД/ГИБДД
Проверка наличия штрафов ГИБДД, выдача/замена водительских прав, регистрация транспортных средств
- Налоги и сборы
«Узнай свой ИНН», запись на прием в налоговую инспекцию, проверка наличия налоговых задолженностей и налогов, получение выписки из ЕГРН, ЕГРЮЛ и ЕГРИП, подача налоговой декларации, подача документов на налоговые выплаты
- Паспорта, регистрация
Получение заграничного паспорта, получение общегражданского паспорта, регистрация по месту жительства и пребывания
- Образование и наука
Запись в детский сад и школу, запись в кружки, получение информации об успеваемости учащегося (электронный дневник), получение информации о посещении и питании учащегося в школе, получение результатов ГИА, ЕГЭ, получение путевок для детей
- Имущественные и земельные отношения
Получение выписки из реестра прав на недвижимое имущество (ЕГРП), запись на прием на регистрацию недвижимого имущества, регистрация недвижимости, получение земельных участков и помещений в аренду, собственность, пользование
- Семья
Запись в ЗАГС, подача заявлений для получения документов о государственной регистрации актов гражданского состояния: рождения, заключения или расторжения брака, усыновления (удочерения), установления отцовства, перемены имени, смерти
- Социальное обеспечение
Получение выписок с личного пенсионного счета, установление пенсии, получение материнского капитала, получение социальной поддержки, получение транспортных льгот
- Судебные задолженности
Проверка наличия судебных задолженностей
- Безопасность и охрана правопорядка
Получение справки об отсутствии судимости, выдача удостоверений частного охранника и лицензий на частную охранную деятельность, выдача разрешений на хранение, ношение, перевозку оружия и патронов к нему
- Труд и занятость
Постановка на биржу труда, содействие в поиске подходящей работы (с использованием сайтов центров занятости населения и информационного портала Роструда «Работа в России», федерального портала управленческих кадров), получение услуги по организации проведения оплачиваемых общественных работ
- Жилищно-коммунальное хозяйство
Получение информации жилищного учета (выписка из домовой или похозяйственной книги), получение информации технического учета, предоставление показаний приборов учета, получение субсидий на оплату ЖКХ
- Транспорт
Проверка разрешения (лицензии) перевозчика такси
- Разрешительная деятельность органов власти и местного самоуправления
Выдача разрешений (в том числе разрешений на проезд грузового транспорта, на провоз крупногабаритных объектов, на установку рекламных конструкций, на строительство, на ввод объектов в эксплуатацию и др.), выдача лицензий (в том числе на деятельность такси, на деятельность в области связи и др.), аккредитация организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий
- Предпринимательская деятельность
Регистрация ИП и юридических лиц, уведомление о начале осуществления предпринимательской деятельности
- Природа и экология получение охотничьего билета, выдача разрешений, заключений и квот в отношении недр, водных ресурсов, получение официальной информации о состоянии атмосферного воздуха и его загрязнении из Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, получение официальной информации о состоянии поверхностных водных объектов и их загрязнении из
Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении
- Экономика, финансы, статистика
Получение официальной статистической информации
- Государственные и бюджетные учреждения, некоммерческие организации
Получение архивных выписок, получение информации из реестров адвокатов и нотариальных контор, предоставление информации о зарегистрированных некоммерческих организациях, регистрация и аккредитация некоммерческих организаций, подача обращений, жалоб и предложений
- Культура, искусство
Использование посредством региональных и муниципальных библиотечных порталов электронных каталогов публичных библиотек (в том числе предоставление доступа к справочно-поисковому аппарату библиотек, базам данных; получение информации из государственных библиотечных фондов в части, не нарушающей авторских прав)
- Реклама и СМИ
Получение информации о тиражах печатных СМИ, получение справки, подтверждающей право на получение льгот, предусмотренных законодательством Российской Федерации для полиграфических материалов, получение государственной поддержки организациям, осуществляющим производство, распространение и (или) тиражирование социально значимых проектов в области электронных средств массовой информации, в том числе создание и поддержание в сети «Интернет» сайтов, имеющих социальное или образовательное значение
- Производство, строительство и торговля
Получение градостроительных планов земельных участков, согласование переустройств и перепланировки помещений, перевод помещений из жилого в нежилое и обратно.
- Другие [/box]
Список госуслуг в анкете в 2015 году сокращен по сравнению в предыдущим годом (с 25 пунктов до 21). Никаких других принципиальных изменений в методику внесено не было, сказали D-Russia.ru в Росстате.
Методические проблемы
Как видно, не все услуги, перечисленные в приложении, являются государственными или муниципальными, поскольку их предоставление не регулируется законодательством о предоставлении государственных и муниципальных услуг. Таким образом, респонденты могут ошибочно указать, что использовали механизм получения услуг в электронном виде, при том как в действительности они получили интернет-сервис.
Как стало известно D-Russia.ru, по итогам правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности, состоявшейся в июле прошлого года, Росстату совместно с Минкомсвязью России и Минэкономразвития было поручено доработать методику, в том числе уточнив понятие «использование гражданами механизма получения услуг в электронной форме». Однако это не сделано.
Подозрения вызывает сильный разброс в доле пользователей электронных госуслуг (да и просто госуслуг) по регионам. Кроме того, даже в разрезе одного региона показатель может сильно измениться за год.
Доля пользователей электронных госуслуг в зависимости от региона отличается на порядок (от 2,5% в Дагестане и 8,5% в Ингушетии до 65,2% в Татарстане).
Мы составили рейтинг регионов, наиболее сильно изменивших свой показатель за год. Как видно, данные по ряду субъектов РФ изменились в два-три раза.
Топ-15 регионов по росту за год доли граждан, получающих госуслуги в электронном виде
Доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме (в процентах от общей численности населения, получившего государственные и муниципальные услуги, соответствующего субъекта Российской Федерации) | |||
Регион | 2014 год | 2015 год | Рост за год |
Тамбовская область | 10,0 | 35,2 | 252% |
Республика Ингушетия | 2,8 | 8,5 | 202% |
Ростовская область | 17,7 | 49,6 | 180% |
Тульская область | 23,5 | 55,6 | 137% |
Воронежская область | 16,8 | 39,2 | 133% |
Рязанская область | 11,3 | 22,7 | 101% |
Белгородская область | 21,1 | 40,5 | 92% |
Республика Башкортостан | 27,6 | 52,0 | 88% |
Орловская область | 10,7 | 19,9 | 86% |
Астраханская область | 16,9 | 29,8 | 76% |
Липецкая область | 17,3 | 30,1 | 74% |
Ульяновская область | 24,1 | 41,2 | 71% |
Мурманская область | 22,2 | 37,8 | 70% |
Пензенская область | 18,2 | 29,7 | 63% |
Новгородская область | 21,5 | 34,2 | 59% |
Субъекты РФ, которые значительно продвинулись по полученному показателю, в целом не высказывают сомнений в методике подсчета и объясняют результат эффективной популяризацией электронных госуслуг в регионе. Те же субъекты, которые значительно снизили долю, высказывают сомнения в правильности методики, утверждая, что столь значительные колебания невозможны. «Прокол» находят, в частности, в том, что Росстат опрашивал слишком непропорционально большое количество сельских жителей, не имеющих свободного доступа к Интернету, в то время как в общей численности региона деревенские жители занимают не столь большую часть.
Регионы, где показатель упал наиболее сильно
Доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме (в процентах от общей численности населения, получившего государственные и муниципальные услуги, соответствующего субъекта Российской Федерации) | |||
Регион | 2014 год | 2015 год | Рост за год |
Забайкальский край | 30,8 | 23,1 | -25% |
Уральский федеральный округ | 47,1 | 35,2 | -25% |
Псковская область | 43,9 | 32,5 | -26% |
Хабаровский край | 36,9 | 26,2 | -29% |
Тюменская область | 54,8 | 37,4 | -32% |
Республика Мордовия | 60,7 | 40,9 | -33% |
Тверская область | 36,0 | 24,0 | -33% |
Камчатский край | 42,1 | 27,9 | -34% |
Свердловская область | 51,2 | 33,6 | -34% |
Ханты-Мансийский автономный округ | 62,3 | 27,0 | -57% |
Чукотский авт.округ | 19,7 | 8,3 | -58% |
Магаданская область | 24,0 | 6,4 | -73% |
Республика Крым | … | 16,0 | |
Крымский федеральный округ* | … | 15,8 | |
г.Севастополь | … | 15,2 |
* Данные по Республике Крым и г. Севастополю будут разрабатываться, начиная с отчета за 2015 г.
Полный список регионов с динамикой относительно прошлого года >>>
Тамбовская область, которая в прошлом году имела показатель 10% (была одним из отстающих регионов), теперь – первая по росту. Столь значительные успехи в Тамбовской области были достигнуты «за счёт активной работы с гражданами и бизнесом», сказал начальник управления информационных технологий, связи и документооборота администрации Тамбовской области Андрей Стрельцов.
По округам самый большой рост в Южном и Центральном, у ДФО – спад.
Как прокомментировал для D-Russia.ru руководитель департамента связи и массовых коммуникаций Воронежской области Артем Верховцев, на изменение результатов по их региону повлияли реализация плана по популяризации и изменение методики подсчёта. По его словам, департамент активно в прошлом году участвовал в обсуждении изменений в методику и проводил апробацию предложений Минкомсвязи через опрос в МФЦ. «Не в этом году доля большая, а получилась маленькая в прошлом», — поясняет Верховцев.
В министерстве информационных технологий и связи Ростовской области говорят, что на значительное изменение показателя в их регионе повлиял целый ряд факторов, как то: увеличение пунктов активации учетной записи портала госуслуг до 552 вместо трех пунктов в 2014 году, проведение дней госуслуг, мастер-классов для жителей области по работе с порталом госуслуг, в том числе на базе образовательных учреждений Ростова-на-Дону, работа с территориальными органами ФОИВ, направленная на популяризацию государственных услуг в электронной форме, продвижение портала государственных услуг в социальных сетях, размещение информации о портале госуслуг на квитанциях об оплате работ за капитальный ремонт и на счетах к оплате ПАО «Ростелеком» и др. Кроме того, повлияла на увеличение показателя и «интернетизация» региона в ходе выполнения проекта по устранению цифрового неравенства. С августа по декабрь 2015 года на территории Ростовской области построено 1600 км волоконно-оптических линий связи к 152 населенным пунктам, в каждом населенном пункте организованна общественная точка доступа к сети Интернет, сказали в министерстве.
Как прокомментировали для D-Russia.ru в департаменте развития электронного правительства министерства транспорта и связи Свердловской области, для мониторинга показателя доли граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, они используют автоматизированную систему управления деятельностью исполнительных органов государственной власти Свердловской области (АСУ ИОГВ). Для расчета показателя в АСУ ИОГВ используются данные, предоставляемые исполнительными органами государственной власти Свердловской области и органами местного самоуправления в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области. Согласно этим данным, в 2015 году доля граждан, получающих электронные госуслуги, составила 63,5% (у Росстата получилось 33,6%).
Снижение показателя, рассчитанного Росстатом по итогам 2014 и 2015 года, в министерстве СО связывают с изменившейся методикой расчета. «В 2014 году согласно приказу Росстата от 08.07.2013 № 273 показатель суммировался из форм 1-ИТ, 1-ЭГУ, 1-МО, т.е. использовались данные не только респондентов, но и органов власти, согласно новому приказу Росстата от 30 декабря 2015 № 676 для расчета доли – используются только результаты опроса населения», — пояснили в министерстве.
Сравнение с ЕСИА
Представляет интерес сравнение доли получающих электронные услуги по Росстату и доли граждан, зарегистрированных в Единой системе идентификации и авторизации (ЕСИА). Есть регионы – например, Татарстан, Чечня и т.п. — где доля граждан, зарегистрированных в ЕСИА, мала, а доля получающих электронные услуги, согласно Росстату, велика.
Выходит, что жители получают услуги через региональные порталы или сайты ведомств, на которых нет обязательности авторизации в ЕСИА (например, запись на прием к врачу, где в качестве идентификатора выступает номер полиса ОМС).
Регионы, у которых данные по Росстату и данные по зарегистрированным в ЕСИА расходятся наиболее значительно
Доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме (в процентах от общей численности населения, получившего государственные и муниципальные услуги, соответствующего субъекта Российской Федерации) | |||||
Регион | Росстат | ЕСИА | Соотношение* | ||
Республика Татарстан (Татарстан) | 65,2 | 12 | 5,3 | ||
Чеченская Республика | 40,3 | 11 | 3,7 | ||
Республика Башкортостан | 52,0 | 15 | 3,6 | ||
Владимирская область | 45,6 | 13 | 3,4 | ||
Ленинградская область | 51,0 | 16 | 3,3 | ||
Новгородская область | 34,2 | 11 | 3,2 | ||
Красноярский край | 31,5 | 11 | 2,9 | ||
Республика Мордовия | 40,9 | 14 | 2,9 | ||
Забайкальский край | 23,1 | 8 | 2,9 | ||
Волгоградская область | 33,0 | 12 | 2,8 | ||
Курганская область | 41,1 | 15 | 2,7 | ||
Кабардино-Балкарская Республика | 15,3 | 6 | 2,6 | ||
Ставропольский край | 27,2 | 11 | 2,5 | ||
Воронежская область | 39,2 | 16 | 2,5 |
* Соотношение между долей граждан, получивших электронные услуги в 2015, и доле граждан, зарегистрированных в ЕСИА.
Полный список регионов в сравнении данных Росстата и ЕСИА >>>
О том, что большой вклад в рост показателя использования гражданами электронных услуг вносит, в частности, запись к врачу, говорили представители регионов в начале марта на обсуждении системного проекта по развитию электронного правительства до 2020 года. Как, к примеру, сказал директор департамента информатизации правительства Тюменской области Александр Албычев, 65% электронных услуг региона даёт запись к врачу, и резервов роста тут, как и в ещё трёх-четырех популярных услугах, которые обеспечивают главный вклад в общий показатель, похоже, больше нет. «Хотелось бы, чтобы вы это услышали. Может, не надо на 80% услуги ставить», — сказал Албычев (речь о доле госуслуг, переведённых в электронный вид. – ред.).
В департаменте развития электронного правительства Свердловской области также отмечают, что существует риск при достижении установленного показателя к 2018 году по причине растущей популярности получения государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах по принципу «одного окна». Соответствующий конкурирующий показатель также закреплен в пункте «б» Указа № 601 «Доля граждан, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» по месту пребывания, в том числе в многофункциональных центрах предоставления государственных услуг, к 2015 году — не менее 90 процентов».