Росстат: доля граждан, использующих электронные госуслуги, отличается по регионам в десятки раз

1223

Росстат подвел итоги проведенного в октябре-ноябре прошлого года всероссийского исследования «Информационное общество».

Согласно нему, 10,6% взрослых россиян в течение последних 12 месяцев взаимодействовали с органами государственной власти и местного самоуправления через Интернет, используя официальные сайты (предыдущее значение показателя, по итогам 2013 года, было выше -10,7%). Это составляет 35% от числа тех, кто вообще обращался в органы власти за прошедший год. При этом разброс значений обоих показателей вызывает сомнения либо в качестве исходных данных, либо в корректности методики, используемой Росстатом.

Как поясняется в описании методики Росстата, мониторинг числа граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, ведется в рамках реализации указа президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» (пункт 1, подпункт «в») по доведению к 2018 году доли граждан, использующих механизм получения электронных госуслуг, до уровня не менее 70%.

Показатель популярности электронных госуслуг рассчитывается Росстатом по результатам ответа граждан на вопрос: «Взаимодействовали ли Вы с органами государственной власти и местного самоуправления и поставщиками государственных и муниципальных услуг в последние 12 месяцев и какие при этом использовали способы?»

Доля граждан, вообще обращавшихся к госуслугам любым способом, серьезно варьируется в зависимости от региона – от 6,7% в Воронежской области и 7,4% в Саратовской, до 76% в Кировской области и 95,2% в Тамбовской. В среднем по России получилось 29,9%.

Такой разброс в значениях показателя «доля граждан, обращавшихся за услугами в органы власти» вызывает определенные сомнения в репрезентативности выборки, использующихся при таких опросах.

Например, возьмём ЦФО. В зависимости от региона показатель отличается на порядок.

Воронежская область 6,7
Калужская область 8,7
Тульская область 57,9
Тамбовская область 95,2

01

Полные данные смотрите здесь >>

Если респондент взаимодействовал с органами власти в течение года, ему предлагают указать, каким способом – через официальные сайты и порталы органов власти, по телефону и т.д.

Если говорить о доле населения, которое обращалась за услугами через официальные сайты, то картина тоже получается очень неравномерной. Значения этого показателя варьируются от 66,3% в Ямало-Ненецком АО до 2,8% в Ингушетии и 1,8% в Дагестане.

В пятерке лидеров, по результатам исследования Росстата, кроме Ямало-Ненецкого АО находятся Приморский край (66,1%), Татарстан (63%), Ханты-Мансийский АО (62,3%), Мордовия (60,7%).

«Экспертный центр электронного государства» обратился к представительствам Росстата в указанных регионах с просьбой пояснить такую большую разницу. Все опрошенные регионы считают свои показатели нормальными и не видят никаких ошибок. По их словам, они получают из Москвы, из центрального аппарата федеральной службы государственной статистики, список адресов, по которым необходимо провести опрос. Результаты опроса распространяются на всю область.

В Росстате Тамбовской области нам сказали, что большое число воспользовавшихся госуслугами (всего 95,2%, 74% из них — при личном визите), скорее всего, связано с тем, что в списке госуслуг были сервисы пенсионного фонда, запись на прием к врачу, похоронные услуги и пр.

В тамбовском Росстате считают вполне логичным, что почти все опрошенные граждане обращались за госуслугами за последние 12 месяцев, и сказали, что, по их мнению, «это у других регионов показатель занижен, а не у нас завышен». Опрос проводился в октябре и ноябре прошлого года, каждый раз опрашивалось 646 домохозяйств.

В Воронежской области в качестве предположения, почему так мало граждан обращались к госведомствам (6,7%), выдвинули версию, что много опрошенных домохозяйств выпало на сельскую местность. Всего в Воронежской области опрашивали граждан по 971 адресу.

В центральном аппарате федеральной службы государственной статистике объяснения удивительному расхождению региональных показателей использования госуслуг не нашли, посоветовав ознакомиться с методикой расчёта на сайте ведомства.

Как указано на сайте Росстата, выборочное обследование населения на предмет использования ИКТ проводится одновременно с выборочным обследованием населения по проблемам занятости путем опроса населения во всех субъектах Российской Федерации по тем же адресам домашних хозяйств и в те же сроки опроса, что и выборочное обследование населения по проблемам занятости. Месячный объем выборочного массива при проведении обследований населения по проблемам занятости составляет около 69 тысяч респондентов в возрасте 15-72 лет (приблизительно 29 тысяч домашних хозяйств), что соответствует 0,06% численности населения данного возраста.

Понимания причин столь значительного расхождения значений это не добавляет.

Глава управления информационных технологий, связи и документооборота администрации Тамбовской области Андрей Стрельцов пояснил «Экспертному центру», что данные Росстата обсуждались на заседании подкомиссии по использованию информационных технологий в минувший четверг, 30 апреля. Минкомсвязь действительно учитывает их в своей работе, но при этом имеет вопросы к самой методологии – вызывает сомнение, в частности, показатель популярности госуслуг, в разы отличающийся по регионам от среднего.

В Минкомсвязи Экспертному центру сообщили, что ведомство не имеет отношения к методике, применяемой Росстатом. Однако данные Росстата используются в отчётных материалах министерства — в частности, на расширенной коллегии и на заседании подкомиссии по использованию информационных технологий при предоставлении государственных и муниципальных услуг 30 апреля.

reiting_reg_ispolzovanie_el_gosuslug_april_2015
Минкомсвязь использует данные Роскомстата

«Разумного объяснения такому разбросу результатов исследования не существует, — говорит специалист по математической статистике, к.э.н. Вадим Богачёв. – Чтобы выяснить причину, надо предпринять ещё одно исследование, специально по этому поводу. Как показывает опыт, решающее значение может иметь любая деталь, влияющая на качество сбора данных: порядок следования предлагаемых вариантов ответа, метод составления выборки и пр. Без детального знания методики рассуждать на эту тему бессмысленно, очевидно только, что странность результатов вызывает недоверие к ним».

Вопрос в анкете, посвященный получению электронных услуг, звучит так: «Назовите виды государственных или муниципальных услуг, которые вы получали через официальные веб-сайты и порталы государственных или муниципальных услуг за последние 12 месяцев». При этом не разъясняется, что такое «получение услуги через сайт». Например, в случае с получением паспорта или загранпаспорта на сайте можно скачать бланки документов, а само заявление подать в отделение ФМС, а можно подать заявление через сайт.

Исследование с разбивкой по регионом проведено в этом году впервые, в прошлогоднем давалась только информация по всей России. Напомним, что в прошлом году, по результатам опроса Росстата, доля населения, использовавшего сеть Интернет для получения государственных и муниципальных услуг, составила 10,7% населения в возрасте 15-72 лет.

 

Следите за нашим Телеграм-каналом, чтобы не пропускать самое важное!

Поделиться: