Индекс развития электронного правительства (E-Government Development Index, EGDI) рассчитывается ООН с 2003 года; происходит это не ежегодно, к настоящему времени, включая 2022 год, составлено 11 рейтингов – Россия с 2018 года официально находится в группе стран с «очень высоким» (Very High) значением индекса, что означает «более 0,75» при том, что максимальное теоретически возможное значение EGDI равно 1.
За 19 лет собрался материал, который позволяет увидеть в динамике относительное положение России среди стран, создавших и развивающих электронное правительство.
О методике расчёта EGDI
EGDI представляет собой сводный индекс, основанный на средневзвешенном значении трёх нормализованных подындексов.
Первый из них – индекс телекоммуникационной инфраструктуры (Telecommunications Infrastructure Index, TII). Характеризует, в соответствии с названием, развитие сетей передачи данных. Рассчитывается на основе информации, предоставленной Международным союзом электросвязи (International Telecommunications Union, ITU), который также входит в структуру ООН.
Второй – индекс человеческого капитала (Human Capital Index, HCI). Характеризует способность страны подготовить квалифицированных специалистов как для создания e-Government, так и для эффективного использования электронных сервисов населением. Рассчитывается на основании данных, предоставленных ЮНЕСКО.
Третий – индекс онлайн-сервисов (Online Service Index, OSI). Расчёт его значения базируется на информации, полученной при помощи «независимой онлайн-оценки» департамента по экономическим и социальным вопросам ООН (UNDESA). Данные этого департамента дополняются результатами опросов в каждой из 193 стран – членов ООН, для которых рассчитывается EGDI.
Составители рейтинга отмечают, что при составлении каждого индекса EGDI он подвергался «конструктивным улучшениям» в методике. В расчёт принимались «уроки, усвоенные в рамках предыдущих публикаций»; информация и реакция стран-членов ООН; «внешние оценки»; результаты встреч экспертных групп; изменения, наступившие вследствие технологического прогресса в области технологического развития и развития нормативно-правовой базы.
Место России
С 2003 по 2005 годы индекс EGDI публиковался раз в год. После 2005 года его представили только в 2008, и потом публиковали каждые два года.
Россия в 2003 году начинала с 58 места и значения EGDI 0,44255. Каким образом ООН рассчитывала EGDI в те времена, сейчас и не скажешь – электронных госуслуг, т.е. электронного правительства, в нашей стране в ту пору и не было. Была, правда, госпрограмма «Электронная Россия», исполнение которой (и ассигнования) разделили между Минсвязью (министр Леонид Рейман) и Минэкономразвития (министр Герман Греф), но её результат если и был, то лежал в области теории, а не практики.
В 2008-м было зафиксировано худшее место РФ в рейтинге EGDI – 60-е. Но в 2009-м усилиями Минкомсвязи вошёл в строй единый портал госуслуг (ЕПГУ), благодаря чему у нашей страны пошло в устойчивый рост значение подындекса OSI и вместе с ним – значение индекса EGDI в целом.
В 2012 и 2014 годах Россия была на 27 месте, это лучший результат.
В 2016 году при «высоком» значении индекса OSI Россия потеряла восемь позиций, в 2018-м поднялась на три – 32 место.
В 2020 году РФ занимала 36 место, составители рейтинга отметили «очень высокое» значение индекса OSI.
Критика индекса
EGDI не учитывает важных особенностей стран, неявно считая, что они находятся в одинаковых условиях. Не учитывается, в частности, физическая география, что для России имело бы важнейшее значение. Развитие инфраструктуры e-Government прямо зависит от расстояний, на которые необходимо проложить ВОЛС, от климатических и географических условий, в которых приходится строить линии и узлы связи.
См. также: Присоединение Южных Курил >>>
Россия по географическим условиям несопоставима ни с европейскими странами, ни с со странами Юго-Восточной Азии, ни с США. Единственная страна, с которой её можно сравнить – Канада (32 место в рейтинге EGDI 2022 года).
Это обстоятельство, однако, не следует считать недостатком индекса, рассчитываемого ООН. Подход, при котором значение EGDI не зависит от национальных особенностей и оценивает только конечный результат развития электронных правительств в различных странах, надо признать объяснимым и логичным.