Рейтинг российских городов по внедрению инновационных способов оплаты на транспорте возглавили Москва и Красноярск

1363

Международная платежная система Visa совместно с институтом территориального планирования «Урбаника» провела исследование с целью изучить развитие инновационных решений на транспорте.

Рассматривалось в том числе внедрение инновационных способов оплаты. По этому показателю максимальные рейтинги получили Москва (10 баллов) и Красноярск (9,9 балла), где реализованы все инновационные способы оплаты проезда с использованием различных электронных носителей.

К инновационным способам оплаты проезда в общественном транспорте были отнесены те, которые могут быть реализованы с использованием различных электронных носителей. Это билеты типа «электронный кошелек», повременные тарифы, реализованные тем или иным способом и обеспечивающие неоплачиваемые пересадки, возможность оплаты проезда с помощью банковской карты или смартфона (в кассе, через турникет или валидатор у кондуктора), возможность оплаты проезда с помощью смартфона через специальное приложение (без использования других устройств). По каждому способу оплаты был составлен отдельный рейтинг, в котором оценивался уровень его внедрения на маршрутах города. Напомним, еще в 2018 году Visa отмечала, что в России бесконтактные платежи вдвое популярнее, чем в среднем по миру.

За Москвой и Красноярском в рейтинге расположились Нижний Новгород (8,9 балла), Уфа (8,9 балла) и Екатеринбург (7,6 балла), где наиболее сложным оказывается внедрение повременных тарифов, которые действуют пока только на части маршрутов. Аналогичная ситуация наблюдается и в Казани (6 баллов), где подобные тарифы пока отсутствуют.

Относительно невысокий рейтинг Санкт-Петербурга (4,5 балла) объясняется двумя причинами: во-первых, повременные тарифы не распространяются на коммерческие автобусные маршруты; во-вторых, в наземном общественном транспорте практически не реализована возможность оплаты банковскими картами. А в Волгограде (5 баллов), Новосибирске (4,4 балла), Омске (5,3 балла), Самаре (4,9 балла) и Челябинске (6 баллов), несмотря на внедрение инновационных способов оплаты проезда, до сих пор силен сектор «маршруток», в которых такие способы оплаты не действуют.

При составлении рейтинга инновационных решений на транспорте рассматривались каршеринг, средства микромобильности (велосипеды, самокаты и т.д.), платные парковки, электробусы и информационная поддержка инновационными методами (сайт, приложение и пр.).

В целом потенциал внедрения транспортных инноваций в России довольно широк, делают вывод эксперты. Из всех проанализированных городов только Москва получила оценку «выше среднего» – 7,5 баллов из 10 возможных. Наиболее развитой инновацией на транспорте в России пока стало лишь информирование пассажиров о работе общественного транспорта через сайт или приложение.

В подавляющем большинстве участвовавшие в исследовании города, кроме столицы и Санкт-Петербурга (4,9 балла), пока серьезно не приступали к использованию электробусов. Практически везде наблюдается недостаток развития велосипедной инфраструктуры.

Тройку лидеров городов с наиболее развитым общественным транспортом по 10-балльной системе представляют Казань (6,7 балла), Москва (6,5 балла) и Санкт-Петербург (6,4 балла). Одной из причин, по которой столица не смогла стать лидером в развитии общественного транспорта в 2020 году, несмотря на максимальные значения по многим показателям, стала ликвидация троллейбусной системы. Казань вышла на первую позицию благодаря многолетним усилиям по развитию сбалансированной системы общественного транспорта, но не получила высшую оценку из-за недостаточного развития метрополитена и железной дороги. Большинство показателей Санкт-Петербурга получили оценку «выше среднего», однако рейтинг города значительно подпортило наличие «коммерческих» маршрутов средней вместимости, о работе которых отсутствует достаточное количество информации.

Как говорится в сообщении, исследование проводилось в 2020 году. Для каждой исследуемой темы был определен набор показателей, информация по которым доступна в открытых официальных источниках. Объектом анализа стали 18 городов России с численностью населения свыше 750 тысяч человек. В результате исследования были сформированы рейтинги по 10-балльной шкале, где 10 баллов означает наилучшее состояние из возможных, а ноль (0) баллов соответствует худшему значению или отсутствию исследуемого явления.

Чтобы не пропустить самое интересное, читайте нас в Телеграм

Поделиться: