Развитие искусственного интеллекта в мире: ЕС, Франция, Германия, Израиль

3969

Продолжая серию публикаций об актуальных подходах ведущих технологических государств к развитию и использованию технологий искусственного интеллекта (ИИ), предлагаем вашему вниманию обзор стратегий в отношении ИИ Евросоюза, Франции, Германии и Израиля. Предыдущий обзор, посвящённый стратегиям США, Китая и Великобритании, см. здесь.

Европейский союз

Цель

Стать сверхдержавой в вопросах этики, морали и кибербезопасности в связи с разработкой и использованием ИИ.

Подходы

1. Соглашения по ИИ на международном уровне будут устойчивы только в форме глобальных договоров.

2. Приоритет ЕС – индустрия кибербезопасности.

Приоритетные направления

Кибербезопасность, IT, производство.

Преимущества

Система образования способна дать высококвалифицированных специалистов и инноваторов.

Слабые стороны

1. Европейский бизнес убеждён, что уже проиграл битву за лидерство в области ИИ американским IT-гигантам.

2. После обучения самые ценные специалисты уезжают работать в США.

3. Инвестиции США и Китая в развитие ИИ намного превышают европейские.

4. ЕС во многих аспектах может рассматриваться как киберколония.

Проблемы

1. Технологии ИИ, большие данные и Интернет вещей создают серьёзные проблемы для концепции конфиденциальности в целом и конфиденциальности информации в частности.

2. Европейский союз проигрывает США в вопросах разработки оборудования и программного обеспечения, Китаю в обеспечении эффективного контроля доступа к данным, необходимых для ИИ, а Великобритании, со слов её представителей, в выработке этики использования ИИ. Данные европейцев сегодня фактически принадлежат американским IT-гигантам.

3. Китайский промышленный мастер-план «Сделано в Китае 2025», направленный на преобразование страны в производственный центр высокотехнологичной продукции, представляет угрозу для стран и компаний из ЕС.

4. Кибератаки государственного или негосударственного происхождения несут в себе возрастающие риски военного характера, а также манипулирования демократическим общественным мнением и выборами, экономического шпионажа и кражи технологий.

5. Информация органов власти хранится в разных стандартах, что не позволяет использовать её компьютерным системам в полной мере.

Текущие достижения

Не декларируются.

Первоочередные шаги

Возвратить гражданам ЕС контроль над данными и обязать лидирующие страны делиться передовыми технологиями.

Стратегические усилия

1. Усиление международного сотрудничества в части исследований и инноваций, регулирования новых рынков, особенно технологических.

2. Выработка общей, международно признанной этической и правовой основы для проектирования, производства, использования и управления ИИ, а именно роботами и «автономными» системами.

3. Разработка новых инструментов для решения проблемы прямых иностранных инвестиций, направленных на поглощение технологических лидеров с последующей локализацией приобретенных технологий.

4. Создание рычагов политического давления ради сотрудничества с Китаем в сфере «умного» производства, при условии существенного прогресса в договорённостях о кибербезопасности.

5. Исследование китайских целей развития ИИ, совместимости государственных субсидий компаниям, работающим в этой сфере, с обязательствами Китая в ВТО.

6. Разработка мер повышения эффективности европейских компаний в отношении интеллектуального производства.

7. Сбор отраслевыми европейскими ассоциациям, присутствующими в Китае, информации о промышленной политике Китая и повышение осведомленности в этом вопросе правительств стран ЕС.

8. Препятствовать разработке Китаем независимых национальных стандартов, которые в конечном счете служат т барьерами для торговли и доступа на китайские рынки, и продвигать в Китае международные отраслевые стандарты.

9. Найти баланс между выгодами сверхвысокого спроса в Китае и защитой базовых («стержневых») знаний и технологий.

Франция

Цель

Стать мировым лидером в развитии ИИ в области экологии.

Подходы

1. Франция должна сделать всё, чтобы остаться независимой.

2. Одни только рыночные механизмы не могут гарантировать подлинную политическую независимость, особенно когда правила международного обмена и открытие внутренних рынков не всегда отвечают экономическим интересам европейских государств.

3. Технологии ИИ требуют государственного регулирования и финансирования.

4. Не создавать «европейский Google», а разработать собственный подход к ИИ.

5. Всё, что ИИ требуется для самостоятельного обучения – это данные, которые становятся важным конкурентным преимуществом в борьбе за лидерство в области ИИ.

6. Главным направлением развития ИИ для Франции должна стать экология.

7. Предварительное установление этических норм при разработке ИИ-систем, открытие «чёрных ящиков» ИИ-систем и разъяснение методов «работы» ИИ гражданам, в том числе через СМИ.

Приоритетные направления

Здравоохранение, экология, транспорт и мобильность, оборона и безопасность.

Преимущества 

1. Франция играет решающую роль в исследованиях ИИ, французские школы математики и информационных технологий признаны во всём мире.

2. Франция является лидером в технологии «нейроморфик» (neuromorphic, работа нейроморфных чипов, основана на попытках имитировать работу человеческого мозга).

Слабые стороны

1. Франция, как и ЕС в целом, во многих аспектах может рассматриваться как киберколония.

2. Во Франции почти 80% обращений пользователей к онлайн-сервисам приходится на 25 американских интернет-платформ.

3. Инвестиции США и Китая в развитие ИИ намного превышают европейские.

Проблемы

1. Преимущества от использования данных получают американские IT-компании.

2. Наблюдается всё больший отток научных работников в области ИИ: каждую неделю исследователи нанимаются частными, часто иностранными, компаниями и покидают государственные лаборатории.

3. Крупные компании полагаются на мировых лидеров в области ИИ и не доверяют свои данные национальным талантам либо потому, что не знают о них, либо из осторожности.

4. Ослабевает связь между теми, кто финансирует профессиональную подготовку, и теми, кому достаётся добавленная стоимость от вложений в подготовку кадров.

Текущие достижения

Не декларируются.

Первоочередные шаги

1. Оценить, как ИИ влияет на достижение целей ООН в области устойчивого развития, как он влияет на их достижение может его ускорить.

2. Включить вопросы ИИ в инициативы в связи с Парижским соглашением по климату и Глобальным пактом об окружающей среде.

3. Расширить циркуляцию (повысить доступность) данных, что полезно не только государственным органам, но и бизнесу.

4. Объединить французские компании, работающие в области ИИ, под уникальным и сильным брендом, который будет включать в себя сертификацию, присуждение наград за инновации и привлечение потенциальных покупателей ИИ-продуктов.

5. Создать витрину ИИ-решений и разработчиков ИИ, которая, с одной стороны, поможет покупателям сделать правильный выбор и найти компанию нужной специализации и опыта, а с другой – позволит покупателям изложить свои требования и пожелания.

6. Пересмотреть организацию государственных и муниципальных закупок, общий бюджет которых составляет около 70 миллиардов евро, сделав упор на инновации.

7. Разработать меры поддержки отраслей промышленности при внедрении инноваций.

8. В ближайшие три года утроить число людей, прошедших подготовку в области ИИ во Франции.

9. Создать межминистерский координационный центр по вопросам ИИ.

10. Создать суперкомпьютер, специально разработанный для ИИ, и предоставить его исследователям и их экономическим партнёрам для реализации совместных инициатив. Суперкомпьютер должен иметь доступ к частному облаку, созданному для всей Европы.

11. Удвоить заработную плату для молодых выпускников, заинтересованных в высшем образовании и академических исследованиях в области ИИ.

12. Разработать «индекс позитивной взаимодополняемости», который позволит не увольнять персонал из-за замены его ИИ, а дополнять возможности людей средствами ИИ.

13. Сделать данные о погоде, сельском хозяйстве, транспорте, энергетике, биоразнообразии, климате, отходах, земельном кадастре и оценках энергоэффективности открытыми для всех европейских исследователей и компаний к 2019 году.

Стратегические усилия

1. Продвижение определённых государством направлений развития ИИ через точные и конкретные новаторские премии, а также посредством агрессивной политики в отношении данных.

2. Обеспечение развития ИИ во Франции через накопление собственных массивов больших данных и получение прибыли от применения жёстких стандартов защиты данных, закреплённых в общем регламенте ЕС по защите данных.

3. Развитие направлений ИИ через создание соответствующих экосистем.

4. Создание общей информационной платформы, которая обеспечит безопасность и настраиваемый доступ для различных участников экосистем ИИ (исследователи, компании, государственные органы) к полезным для развития ИИ данным, а также программным ресурсам и мощной вычислительной инфраструктуре. Платформа должна работать на принципах государственно-частного партнёрства.

5. Организация для апробации ИИ-систем т.н. «песочниц», обеспечивающих три ключевые условия: временное ослабление законодательного регулирования, поддержка участников и предоставление им необходимых ресурсов.

6. Обеспечение области ИИ необходимыми материальными и людскими ресурсами, а также положительными примерами от органов власти в проведении преобразований (модернизации).

7. Создание независимых, но координирующих междисциплинарных институтов ИИ в некоторых государственных высших учебных заведениях. Специализация в области ИИ у каждого института должна быть своя, но с сильным акцентом на междисциплинарный подход.

8. Обеспечение институтов ИИ вычислительными ресурсами, необходимыми для конкуренции с практически неограниченными ресурсами доминирующих частных американских IT-компаний.

9. Привлечение французских и международных академиков с компетенциями «Big Tech».

10. Привлечение к работе над ИИ частных партнёров, как больших групп исследователей из крупного бизнеса, так и небольших групп исследователей из малых и средних предприятий (включая стартапы), которые могут создать новые решения ИИ.

11. Создание дополнительных финансовых стимулов для привлечения иностранных талантов во Францию.

12. Переход на непрерывное обучение в течение всей жизни при одновременном продвижении экспериментальных методов обучения, которые могут помочь выпускникам и персоналу развивать творческие навыки.

13. Приобретение способности предвидеть изменения рынка труда.

14. Ведение диалога с промышленностью для установления более справедливого распределения добавленной стоимости по всей цепочке создания товара.

15. Ускорение прорывных инноваций в полупроводниковой сфере, одной из физических составляющих ИИ, прежде всего в отношении технологии «нейроморфик», что обещает значительную экономию энергии.

16. Обеспечение перехода на более экологичные цепочки создания добавленной стоимости и подталкивание к такому переходу европейской индустрии хранения данных.

17. Обеспечение перехода на использование открытого оборудования и открытого программного обеспечения.

18. Предварительное установление этических норм при разработке ИИ-систем и возможность открыть «чёрные ящики» ИИ-систем.

Германия

Цель

Стать одним из мировых лидеров в исследовании и разработке ИИ, а также лидером в применении ИИ в Германии и Европе.

Подходы

1. Обеспечение открытости рынков ЕС и других стран, общий рынок данных ЕС.

2. Совместные с Францией научные изыскания в области ИИ.

3. Быстрое самостоятельное внедрение и экспорт готовой продукции.

4. Передача технологий ИИ для внедрения среднему бизнесу.

5. «Экосистемный» подход к внедрению.

Приоритетные направления

Промышленность, логистика, здравоохранение, безопасность.

Преимущества страны

1. Один из лидеров в исследовании ИИ (по мнению правительства Германии).

2. Конкуренция за рынок промышленных данных и высококвалифицированных специалистов только начинается.

3. Мощная экономическая структура, самые большие финансовые возможности в Европе, большие производственные мощности, лидерство в логистике.

4. Параллельная реализация и взаимосвязанность с другими программами развития, напрямую помогающими в развитии ИИ, например с программой «Промышленность 4.0».

Слабые стороны

1. Германия проиграла американским и азиатским компаниям контроль над данными немецких пользователей.

2. Глобальное господство американских и азиатских компаний, в том числе в части применения ИИ.

3. Недостаточно своих высококлассных специалистов для организации обучения специалистов в области ИИ в необходимых масштабах.

4. Отсутствие собственной стратегии по развитию технологий ИИ (находится в процессе разработки).

Текущие достижения

1. Лидерство в логистике.

2. Политическое, экономическое и промышленное лидерство в ЕС и Европе.

Первоочередные шаги

1. Разработать стратегию развития ИИ.

2. Отнести к срочным мерам модернизацию инфраструктуры, необходимой для развития ИИ.

3. Начать финансирование мероприятий по развитию и внедрению ИИ.

Стратегические усилия

1. Определение ИИ приоритетом в научно-исследовательской и инновационной деятельности, поддерживаемой государством.

2. Определение в качестве политического и межпрограммного приоритета деятельности, направленной на привлечение и удержание в немецкой экономике специалистов по ИИ.

3. Создание совместно с Францией научной сети и центров компетенций.

4. Открытие для научных организаций и бизнеса собственных данных и получение доступа к данным ЕС.

Израиль

Цель

В процессе обсуждения.

Подходы

Формируются.

Приоритетные направления

Сельское хозяйство, промышленность.

Сильные стороны

Благоприятные условия для развития и внедрения инноваций в целом, в том числе самые высокие в мире  инвестиции в НИОКР (3,4% ВВП в 2016 году, с учётом инвестиций в НИОКР в Израиле транснациональных компаний).

Слабые стороны

1. Невысокая производительность труда в сравнении со странами ОЭСР, низкий уровень инвестиций в профессиональную подготовку и образование в сравнении со странами ОЭСР, нехватка специалистов в области информатики и техники.

2. Отсутствует единый правительственный подход к ИИ, включающий в себя стратегию развития ИИ и распределение полномочий между органами власти.

Возможности

Повышение производительности труда.

Проблемы

1. Потеря работы (из-за внедрения ИИ-систем) многими специалистами, особенно среди работников сельского хозяйства, традиционной и смешанной промышленности.

2. Отмирание ряда профессий на рынке труда, увеличение неравенства между людьми и повышение из-за этого напряженности в обществе.

3. Нагрузка на регулирующие органы продолжит расти из-за развития ИИ и из-за того, что его регулирование не будет комплексным, а будет разрабатываться для каждой сферы применения отдельно.

Текущие достижения

Совместно с Канадой и Великобританией занимает ключевые позиции в формирующейся экосистеме ИИ (оценка французских экспертов).

Текущая работа

1. Государство и частный сектор осуществляют ряд образовательных программ, направленных на повышение цифровой грамотности. Реализуется программа сокращения цифрового разрыва в израильском обществе.

2. Разрабатывается «Национальная цифровая сеть».

3. Реализована самая эффективная в мире модель финансировой поддержки национальных стартапов, в которой участвуют центральное правительство, местные власти и бизнес (заимствовано Китаем).

Первоочередные шаги

Увеличение количества обучаемых по специальностям, связанным с информатикой и техникой.

Стратегические усилия

1. Формирование у общества правильного понимания и доверия к технологиям ИИ через повышение общей осведомлённости.

2. Обучение студентов всей системы образования (по любому направлению обучения) цифровой грамотности и содействие обучению в области дисциплин STEM (от англ. Science, Technology, Engineering и Mathematics) и «цифровых» дисциплин с целью распространения соответствующих навыков на будущий рынок труда.

3. Выработка механизмов социального обеспечения и применимости модели безусловного дохода, включая изменение трудового законодательства.

Чтобы не пропустить самое интересное, читайте нас в Телеграм

Поделиться: