Минцифры опубликовало для общественного обсуждения проект распоряжения об утверждении стратегии развития отрасли связи Российской Федерации на период до 2035 года.
Документ подготовлен министерством совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и при участии крупнейших операторов связи, отечественных производителей телекоммуникационного оборудования, разработчиков программного обеспечения и средств защиты информации, научных и образовательных организаций, отраслевых ассоциаций, говорится в пояснительной записке к проекту отраслевой стратегии.
Предполагается, что стратегия будет реализовываться в два этапа.
Первый этап (2023–2030 годы) включает:
- организацию взаимодействия информационных систем операторов мобильной связи с инфраструктурой электронного правительства для дистанционного заключения договоров оказания услуг связи, идентификации и аутентификации абонентов, актуализации сведений об абонентах, направления абонентам информации по вопросам исполнения сторонами существенных условий договоров об оказании услуг связи, взаимодействия операторов с органами государственной власти;
- обеспечение дальнейшего внедрения современных и перспективных технологий идентификации абонентов сетей мобильной связи (eSIM, а в дальнейшем – iSIM) с введением усиленной неквалифицированной электронной подписи, а также упрощённых процедур использования Единой биометрической системы для идентификации абонентов;
- разработку и внедрение на сетях связи отечественного оборудования стандарта LTE;
- завершение использования технологии 3G с высвобождением радиочастотного спектра для современных технологий;
- разработку и опытную эксплуатацию отечественного оборудования стандартов 5G и 6G-Ready, а также внедрение практики совместного использования опорной инфраструктуры операторами мобильной связи для развёртывания сетей 5G, а к 2035 году – и 6G;
- нормативное закрепление основных принципов дальнейшего развития сетей 4G и 5G в Российской Федерации: использование диапазона радиочастот 4800-4990 МГц (с потенциалом расширения до 4400-4990 МГц) в качестве основного для создания сетей мобильной связи 5G; использование отечественных средств криптографической защиты информации для защиты сетей связи; использование российского телекоммуникационного оборудования, включённого в единый реестр российской радиоэлектронной продукции;
- разработку и внедрение инструментов автоматического распределения и совместного пользования радиочастотным спектром (динамический учёт), что позволит операторам связи совместно с государственными органами использовать динамически выделяемые полосы радиочастот на принципах территориального и временно́го планирования;
- создание отечественной низкоорбитальной спутниковой группировки, позволяющей обеспечить широкополосный доступ к Интернету в отдельных регионах России, а также передачу сообщений с мобильного телефона в адрес экстренных служб – на территориях с отсутствующим или недостаточным покрытием сетями сотовой связи;
- первую очередь обновления российской национальной группировки космических аппаратов связи и вещания на геостационарной орбите с применением отечественного оборудования;
- создание и внедрение генеральной схемы сетей связи как инструмента оптимизации расходов отрасли на развитие инфраструктуры;
- создание технологических холдингов и запуск мега-проектов по наиболее актуальным и наукоемким направлениям развития инфраструктуры связи;
- организация разработки и производства отечественной электронной компонентной базы, требуемой для создания абонентских терминалов сетей мобильной связи 4G/LTE и 5G, а также налаживание серийного выпуска данных терминалов, в том числе с использованием опыта стран-партнеров Российской Федерации;
- разработка и внедрение сквозных систем и метрик оценки качества функционирования сетей связи и Рунета и их защищённости от реализации недопустимых событий;
- перевод всей отечественной критической информационной инфраструктуры на доверенные отечественные решения (в том числе отечественные операционные системы);
- расширение взаимодействия научных организаций с участниками отрасли связи, разработчиками телекоммуникационного оборудования, программного обеспечения и средств защиты информации, в том числе криптографических;
- поэтапное замещение иностранных средств защиты информации, в том числе криптографических, на доверенные средства, сертифицированных в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- внедрение систем фильтрации компьютерных атак в сетевом трафике при оказании услуг связи, в том числе использующих технологии искусственного интеллекта;
- развитие отраслевого центра государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак https://d-russia.ru/tag/gossopka на информационные ресурсы Российской Федерации, включая систему раннего предупреждения об угрозах информационной безопасности;
- внедрение технологии квантового распределения ключа на основе отечественного оборудования в интересах государственных и крупных корпоративных потребителей, а также апробация и внедрение пост-квантовых методов криптографической защиты информации в сетях связи;
- продвижение положений национальных стандартов Российской Федерации в международные и межгосударственные стандарты для их последующего применения на абонентских устройствах.
Второй этап (2031–2035 годы) включает:
- подключение к Интернету с использованием сетей фиксированной связи 98% домохозяйств и социально-значимых объектов со скоростью подключения не менее 1 Гбит/с;
- полную замену оборудования стандарта LTE и более ранних поколений на отечественное телекоммуникационное оборудование;
- развёртывание сетей 5G на отечественном оборудовании во всех городах с населением от 100 тысяч человек, с возможностью создания выделенных сегментов сети для безопасного и надёжного взаимодействия объектов критических инфраструктур и служб безопасности;
- начало коммерческой эксплуатации сетей 6G;
- создание гибридной сети связи на основе отечественной низкоорбитальной спутниковой группировки, сегментов мобильной и фиксированной связи, обеспечивающей бесшовную интеграцию и непрерывную сетевую связанность. Указанная гибридная сеть обеспечит покрытие различными услугами связи всей территории страны, включая федеральные и региональные автомобильные дороги, Арктическую зону и трассу Северного морского пути, а также обеспечит технологические возможности управления беспилотными авиационными системами и глобальное покрытие с возможностью экспорта услуг связи в зарубежные страны;
- вторую очередь обновления российской национальной группировки космических аппаратов связи и вещания на геостационарной орбите с применением отечественного оборудования;
- кратное увеличение суммарной пропускной способности магистральных линий (включая трансграничные переходы), а также развитие отечественной сети доставки контента;
- оснащение пользовательских устройств и промышленного оборудования цифровыми SIM-картами, функционирующими с использованием отечественных криптографических алгоритмов;
- массовый переход на технологию сетевой виртуализации и программно-конфигурируемых сетей с открытой архитектурой и возможностью встраивания сетевых приложений, а также массовое внедрение технологий искусственного интеллекта для управления сетями связи.
Источниками ресурсов для реализации стратегии являются:
- средства федерального бюджета, предусмотренные на реализацию государственных программ РФ, включая государственные программы «Информационное общество», «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности», а также средства федерального бюджета, предусмотренные на реализацию национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации»;
- ресурсы организаций отрасли связи;
- средства иных участников хозяйственной деятельности.
Реализация стратегии предполагает активное привлечение внебюджетных средств, что придаёт особое значение повышению инвестиционной привлекательности отрасли, отмечают в Минцифры.
Общественное обсуждение проекта стратегии продлится до середины сентября.