Минкомсвязь опубликовала на портале общественных обсуждений проект постановления правительства о внесении изменений в правила формирования и ведения единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных и единого реестра программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств-членов Евразийского экономического союза, утвержденные постановлением правительства РФ от 16 ноября 2015 г. № 1236.
Напомним, о том, что порядок включения ПО в соответствующие реестры будет изменён, стало известно в августе. Документ подготовлен «в целях оптимизации порядка формирования и ведения реестров».
Проект постановления конкретизируют требования к программным продуктам и правообладателям, предусмотренные пунктами 5 и 42 правил. Так, согласно новой редакции требований исключительное право на программное обеспечение должно принадлежать юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям (ранее регистрация программных продуктов была разрешена и частным лицам).
Кроме того, в требовании об осуществлении организацией реализации, гарантийном обслуживании, технической поддержке и модернизации программного обеспечения, уточняется, что организация не должна иметь ограничений по территории оказания данных услуг.
Добавилось требование: технические средства, необходимые для функционирования ПО при предоставлении пользователям дистанционного доступа к ПО, должны размещаться на территории РФ.
Также проект постановления предусматривает изменение правил, касающихся полномочий Минкомсвязи России по определению оператора реестров конкурентными способами.
В целях определения оператора путём проведения конкурентных процедур проект постановления предусматривает исключить требование о наличии у организации права получения обязательного экземпляра ПО.
Проект постановления предусматривает оптимизацию состава Экспертного совета при МИнкосвязи.
Для повышения качества проведения экспертизы при включении сведений о программном обеспечении в реестры, а также для уменьшения сроков включения сведений о ПО в реестры, изменения сведений по обращению заявителя, рассмотрения материалов по принятию решения об исключении сведений о программном обеспечении из реестров, а также для проверки сведений, содержащихся в реестрах, предусматривается возможность привлечения Минкомсвязью России некоммерческой организации (организаций), соответствующей следующим требованиям:
- организация не находится в зависимости от субъектов предпринимательской деятельности в сфере информационно-коммуникационных технологий и отраслевых органов государственной власти;
- организация зарегистрирована и оказывает услуги на всей территории РФ, в том числе в городе федерального значения Севастополь и Республике Крым, без каких-либо ограничений;
- елями деятельности организации являются, в том числе, предоставление услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий, анализ и систематизация информации о российских разработчиках в области информационно-коммуникационных технологий;
- организация обладает технологической инфраструктурой для проведения проверок программного обеспечения на соответствие требованиям, установленным настоящими правилами.
Напомним, с 1 октября 2020 и до внесения изменений в постановление правительства №1236 организацией, ответственной за проведение предварительной экспертизы программных продуктов, определена АНО «ЦКИКТ» (Центр компетенций по импортозамещению в сфере информационно-коммуникационных технологий).
Центру компетенций поручено представить в Минкомсвязь расчёт стоимости предварительной экспертизы на включение сведений о ПО в реестр и разработать методику проверки сведений о ПО на соответствие требованиям, необходимым для внесения программных продуктов в реестр российского программного обеспечения.
Директор ЦКИКТ Илья Массух ранее объяснял D-Russia.ru необходимость профессиональной экспертизы сложностью современного ПО: «Программные продукты сегодня поставляются не только как исполнимый код, устанавливаемый на компьютере заказчика, но и из облака, и виде веб-сервиса, и в качестве встроенного ПО, это требует специализации экспертов и привлечения их к работе не только на общественных началах. Общественный контроль профессиональной экспертизы обеспечит коллегиальная процедура принятия решения экспертным советом в случае разногласий между экспертами».
Кроме того, с целью оптимизации административных процедур, проектом постановления вносятся правки в части уменьшения сроков.
С целью устранения ограничений, связанных с использованием квалифицированной электронной подписи, для правообладателей из государств-членов Евразийского экономического союза при подаче заявления на включение сведений о ПО в единый реестр евразийского ПО, а также при подаче заявления на внесение изменений в реестр евразийского ПО предлагается использовать усиленную неквалифицированную электронную подпись.
Обсуждение документа продлится до 18 сентября.