Депутаты Госдумы внесли (во второй раз) законопроект, предлагающий предоставить гражданам возможность ежегодно оценивать эффективность деятельности депутатов ГД, законодательного органа субъекта РФ, высшего должностного лица субъекта РФ, представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования с использованием единого портала госуслуг (ЕПГУ) при тайном голосовании.
Для этого, отмечают авторы законопроекта, необходимо добавить на ЕПГУ соответствующую функциональность. Результаты ежегодного оценочного голосования предлагается публиковать.
В марте 2023 года депутаты уже вносили такой законопроект, однако правительство его не поддержало – и в январе 2024 документ был отклонён.
«В законопроекте не определены содержание права, механизм его реализации и обязанности государственных органов и должностных лиц по обеспечению условий для реализации права избирателей на оценку эффективности деятельности депутатов Государственной Думы, законодательного органа субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, главы муниципального образования, а также в целом не выдерживаются критерии определённости, точности, ясности и недвусмысленности правовых норм», – говорилось в отзыве правительства.
Учтя этот отзыв, законотворцы добавили в текст документа строки о том, что механизм проведения голосования и порядок применения его результатов будут подробно определены подзаконными актами:
- для депутатов Госдумы – правительством РФ;
- для региональных и муниципальных руководителей – соответственно законами субъектов РФ или муниципальными правовыми актами.
Что касается претензии к «точности и ясности», в пояснительной записке авторы документа заявляют, что «предлагаемая законопроектом мера нацелена не на введение формальных показателей «эффективности», придуманных чиновниками, а на получение прямой обратной связи от граждан». Граждане сами определят для себя критерии и проголосуют сердцем, полагают депутаты.
Авторы законопроекта – депутаты Сардана Авксентьева, Владислав Даванков, Ярослав Самылин из фракции под названием «Новые люди».
Считаем себя вправе оценить законодательное творчество этих депутатов, руководствуясь духом внесённого ими законопроекта.
Исполнение должностей, назначения на которые производятся по итогам выборов, не предполагает контроля избирателей после того, как назначение состоялось. Избранный, будь то капитан футбольной команды или президент страны, самостоятелен и неподотчётен тем, кто голосовал «за» или «против» него, или вообще не голосовал. Подотчётность избранного лица реализуется иными процедурами, в частности, очередными выборами.
Рискнём утверждать, что объективность оценки работы губернатора непосредственным голосованием граждан недостижима (что собой представляет наш онлайн-плебисцит, см., например, здесь, или здесь).
Исторический опыт («солдатские императоры» Рима, «Приказ №1» 1917 года, отдавший назначения командиров советам депутатов, горбачёвские выборы директоров заводов) хотя и не прямо аналогичен внесённому законопроекту, однако убедительно свидетельствует в пользу утверждения «серьёзные вопросы голосованием не решаются».
Даванкову, напомним по случаю, уже случалось обращать на себя внимание своеобразными законодательными инициативами.
Фото (с) freepik/wavebreakmedia_micro