Предлагаем вашему вниманию перевод статьи «Social Media Faces Privacy ‘Paradox’ in Spotting Underage Users», опубликованной Bloomberg Law – в ней анализируется тема «парадокса, с которым столкнулись соцсети при определении реального возраста пользователей».
Социальные сети, от которых требуют ограничить влияние вредного контента на детей, встали перед трудным выбором: им необходимо научиться определять возраст пользователей, не нарушая их право на тайну личной жизни.
Законодатели и правозащитники призывают платформы защитить детей от опасного контента. При этом платформы должны обеспечить безопасность персональных данных пользователей. Обеспечение безопасности от части зависит от того, может ли соцсеть вычислить среди своих пользователей тех, кто младше 13 лет, даже если они пытаются завысить свой реальный возраст, чтобы зарегистрироваться в Instagram или в TikTok.
Правозащитники опасаются, что попытки определить реальный возраст детей путём анализа информации, которая хотя бы приблизительно удостоверяла личность пользователя, негативно скажутся на безопасности персональных данных детей.
«Вот в чём парадокс, – объясняет Джон Каллас (Jon Callas), директор технологических проектов некоммерческой организации Electronic Frontier Foundation. Если данные о вашей личности будут сопровождать вас повсюду в Интернете, это будет нарушением права на неприкосновенность личной жизни».
Обычно детям младше 13 лет запрещено регистрироваться в соцсетях. Но они могут обходить установленные ограничения (диалоговые окна с требованием указать дату рождения), показал опубликованный ранее в этом году отчёт исследовательского центра Lero из Ирландии. Другие автоматизированные механизмы для отсеивания несовершеннолетних пользователей полагаются на такие данные, как пожелания на дни рождения, опубликованные в соцсетях под учётной записью пользователя. Посты о предпочтениях человека или данные о том, на чьи аккаунты он подписан, также могут учитываться при попытке определить возраст.
«Есть множество сигналов, которые подают дети и которые компании уже анализируют», – отметил Джож Голин (Josh Golin), исполнительный директор организации Fairplay, специализирующейся на защите прав детей.
Несмотря на трудности с определением возраста ребёнка в Интернете, Instagram в третьем квартале 2021 года удалил более 850 тысяч аккаунтов, владельцы которых не смогли доказать, что отвечают возрастным требованиям. TikTok, также использующий ключевые слова и другие методы для выявления детей младше 13 лет, во втором квартале 2021 года удалил более 11 миллионов подозрительных детских аккаунтов.
Какие знания о пользователе нужны соцсетям
Призывы общественности запретить малолетним пользоваться соцсетями зазвучали с новой силой благодаря заявлениям организаций, отстаивающих права детей. Правозащитники говорят: американский закон о неприкосновенности личной жизни не способствует тому, чтобы соцсети признавали проблему с использованием сервисов малолетними гражданами.
Согласно закону о защите конфиденциальности детей в Интернете (COPPA), платформа обязана следовать его положениям, если узнаёт, что ребёнок младше 13 лет создаёт аккаунт на платформе. COPPA даёт родителям возможность контроля за тем, какие данные о детях собирают соцсети.
Правозащитники выступают за повышение критериев уровня знаний компаний [о том, кто пользуется социальными сетями], чтобы не дать закрывать глаза на присутствие детей на их платформах. Ужесточить требования для защиты детей от преждевременной регистрации в соцсетях призван новый американский законопроект.
Ясно, что положения COPPA должны соблюдать сайты и приложения, предназначенные для детей. Однако в случае с платформами, чья аудитория состоит из детей и взрослых, соблюдение закона становится проблематичным, указывает Филлис Маркус (Phyllis Marcus), партнёр юридической компании Hunton Andrews Kurth, ранее отвечавшая в Федеральной торговой комиссии США (Federal Trade Commission, FTC) за обеспечение конфиденциальности детей в Интернете.
К подобным платформам относится TikTok, который популярен у детей и подростков. В 2019 году сервис согласился выплатить 5,7 миллиона долларов для урегулирования претензий со стороны FTC. Комиссия утверждала, что TikTok собирал персональные данные детей в нарушение COPPA.
FTC также посчитала, что сервис знал о том, что значительный процент его пользователей не достиг 13-летнего возраста, получив тысячи жалоб от родителей на то, что их малолетние дети создали аккаунты на платформе.
«У FTC есть пространство для манёвра, когда необходимо определить, что предназначено для детей [а что нет]», — подчеркнула Маркус.
После того, как претензии со стороны FTC были урегулированы, TikTok добавил раздел для тех, кому не исполнилось 13, с дополнительными возможностями для обеспечения безопасности и конфиденциальности. Позже сервис изменил настройки конфиденциальности для пользователей 13-17 лет, предоставив им больший контроль над видеороликами и сообщениями, которые они отправляют.
Согласно появившемуся в мае сообщению в блоге TikTok, сервис следит за тем, чтобы им не пользовались дети, при помощи команды модераторов. Сотрудники стараются обнаружить признаки того, что владелец аккаунта — ребёнок. Также сервис анализирует ключевые слова и жалобы других пользователей для идентификации и удаления учётных записей.
Сейчас FTC работает над корректировкой своих правил для того, чтобы обеспечить исполнение закона COPPA. Альваро Бедойя (Alvaro Bedoya), кандидатуру которого в качестве члена FTC выдвинул президент США, заявил о том, что намерен сделать своим приоритетом обеспечение конфиденциальности детей в Интернете. Корректировка правил говорит о возможности того, что стандарт уровня знаний компаний [о возрасте пользователей] будет пересмотрен.
Идея Instagram
Глава Instagram Адам Моссери (Adam Mosseri), выступая перед американскими сенаторами 8 декабря, предложил ввести идентификационные карточки для детей — что-то вроде водительских прав – которые подтверждали бы их настоящий возраст. Моссери считает, что будет проще дать возможность родителям установить возраст ребёнка на его смартфоне, чем возлагать ответственность за определение возраста пользователя на социальные сети.
Meta (бывшая Facebook) в настоящее время обсуждает с другими IT-компаниями возможность сделать так, чтобы операционные системы или интернет-браузеры были способны делиться информацией «способом, обеспечивающим конфиденциальность», и который помог бы приложениям определить, достиг пользователь определённого возраста или нет. Официальный представитель Meta подтвердил тот факт, что компания изучает данную идею.
Apple и Google не смогли оперативно ответить на запрос Bloomberg Law о том, планируют ли они внедрить подобные опции в свои мобильные операционные системы.
См. также: Как защитить частную жизнь и данные наших детей >>>