На минувшей неделе в кировском центре «Мои Документы» презентовали быструю идентификацию заявителя с помощью обычной банковской карты. Во время демонстрации с помощью карты была получена государственная услуга — информирование о наличии или отсутствии налоговой задолженности. При обслуживании персональные данные заявителя переносятся с карты в систему МФЦ, что упрощает процесс идентификации заявителя. Министр информационных технологий и связи Кировской области Юрий Палюх рассказал D-Russia.ru о подробностях проекта.
Нельзя сказать, что эта идея совершенно новая. Вопрос перехода к оказанию государственных услуг в «умном» формате, то есть без участия заявителя, обсуждается довольно давно.
Сегодня гражданин, получив тот или иной социальный статус, должен обращаться в офисы приема за получением подтверждающих этот статус документов. И это не всегда только МФЦ.
Например, жизненная ситуация «Заключение брака».
Мы посчитали, что для полного цикла замены документов после смены фамилии потребуется посетить 3 ведомства (ЗАГС, МВД и МФЦ), 40 дней подождать готовности документов, 4 раза отпроситься с работы и от 435 минут провести в поездках по ведомствам.
А про сложность жизненной ситуации «Рождение ребенка» и говорить не приходиться, если учесть необходимость прописать ребенка, получить и распорядиться материнским капиталом.
Есть сервисы портала государственных услуг, но львиная часть сервисов позволяет лишь подать документы, а затем обратиться в нужное ведомство лично.
Социально направленные государственные и муниципальные услуги сегодня носят вовсе только заявительный характер. Например, чтобы получить право льготного проезда на общественном транспорте, нужно обратиться в МФЦ, а потом еще получить специальную социальную карту жителя города Н или проездной нужного цвета. Стандартные проездные билеты льготнику не подойдут, если он, конечно, не хочет платить полную стоимость поездки.
Создать «умную» услугу сложно. В большинстве случаев нужно брать барьеры изменения федерального законодательства. Но все же есть с чего начать и в существующих нормативных реалиях.
Социальные услуги направлены на получение какой-либо льготы финансового характера, а значит начать путь к «умным» государственным услугам нужно с разработки механизма интеграции и взаимодействия государственных информационных систем и банковских.
Считаю, что «умные» государственные услуги должны «существовать» в безналичной среде, тогда и процесс взаимодействия информационных систем будет сведен лишь к техническим моментам.
Мы решили начать с себя, поработали над интеграцией информационной системы приема заявителей в МФЦ Кировской области (АИС МФЦ) и банковской информационной системой. Партнером в реализации «пилотного» проекта вызвался быть региональный банк «Хлынов».
Проект назревал очень давно, региональный МФЦ очень активно занимается внедрением принципов «бережливого» производства, цель – сокращение издержек и постоянное повышение производительности. МФЦ «производит» заявления. Значит нужно минимизировать издержки – ожидание в очереди, время обслуживания.
Сервис идентификации личности отлично укладывается в принципы «бережливости». Если раньше эксперт приема тратил до 1,5 минут на внесение в заявление сведений о персональных данных вручную, то теперь это 5-10 секунд.
Технология процесса довольно проста. Специальное устройство считывает сведения с банковской карты. С самой обычной банковской карты, не какой-то специально выпущенной, а стандартной, на которую граждане сегодня получают зарплату, пенсию, стипендию. То есть такая пластиковая карта содержит минимум сведений о держателе – имя, фамилия и банковский идентификатор клиента.
По защищенному каналу сведений АИС МФЦ запрашивает банк персональные данные держателя карты – ФИО, паспортные данные. Эти сведения автоматически подставляются в заявление. Далее АИС МФЦ по СМЭВ запрашивает у ФНС – ИНН, у ПФР – СНИЛС и так далее. Сведения также автоматически подставляются в заявление. Отклик от информационной системы банка приходит за секунду. Сведения по каналу СМЭВ, в зависимости от текущей загруженности 5-10 секунд.
Плюс к процессу – невозможность ошибиться в сведениях о заявителе, что гарантирует качество оказания самой государственной услуги.
В итоге, банковская карта – своего рода ключ к получению услуг. Реализованный сервис универсален и готов к интеграции с любым банком.
Вместе с тем, само удостоверение личности заявителя производится по паспорту гражданина. Банковская карта – не удостоверяющий личность документ, а реализованный сервис – помощник в автоматизации процесса.
Есть информация, что до 2020 года правительство Российской Федерации рассмотрит вопрос идентификации личности с применением национальной платежной системы «МИР». Мы уже готовы начинать работать в этом направлении, есть и результат!
Безопасность процесса сегодня обеспечивается защищенным каналом связи между АИС МФЦ и банком. Кроме того, заявитель дает письменное разрешение на передачу и обработку персональных данных как банку, так и МФЦ. Процесс происходит быстро, еще на стойке администратора при получении талона электронной очереди.
Теперь мы имеем рабочий механизм, который может быть сердцем любого «умного» сервиса или услуги. Валидатор в автобусе по банковской карте отличит льготника от не льготника, списав правильную сумму сразу. Синергия приличная – перевозчик сократит издержки на кондукторов, кассиров, снизит стоимость проезда. Город будет заинтересован в развитии устойчивого сигнала связи. Все в плюсе!
Примеров возможного применения множество. Тут мы движемся и к безналичному городу – то есть создаем условия и среду, где гражданину достаточно иметь при себе смартфон, чтобы в полном объеме получать соответствующий ему сервис. Это следующий этап развития социальных карт жителя города Н, то есть в принципе прекращение их существования.
Причем банковская карта не единственный ключ. Системы должны «уметь» по любой достоверной исходной информации сами распознать человека, его статус и предложить нужный набор сервисов.
Но есть и сложности. Если в МФЦ с обработкой персональных данных все более-менее понятно, то кому его давать в автобусе? Водителю? Автобусы скоро вовсе беспилотными станут. Тут есть над чем поработать, и я предлагаю рассмотреть Кировскую область как «пилотный» регион.
Об авторе: Палюх Юрий Иванович, министр информационных технологий и связи Кировской области
Запрос ИНН в СМЭВ2 уже не работает, запрос СНИЛС пока работает, но близится вывод из эксплуатации.
Запрос ИНН и СНИЛС через соответствующие ВС СМЭВ-3 может занять значительное время, т.к. асинхронный. Мы тестировали и получили средний «отклик» в районе 40 — 60 секунд для ИНН. Запрос СНИЛС в таком качестве ещё не проверяли, есть опасения, что ситуация ещё хуже чем с ИНН.
Как коллеги решают эту проблему?
Денис, верно, при получении сведений ИНН используется именно асинхронный СМЭВ ФНС.
Однако время ответа он показывает различное, при штатной работе сервиса — время ответа не превышает 30 секунд. 60 секунд и более — это при его высокой нагрузке. Тестировали совместно с коллегами УФНС.
Однако даже 30 секунд на ответ для ускорения процесса приема, о чем заявлено в новости — не критично.
Логика приема заявителя нашего АИС МФЦ устроена таким образом: идентификация заявителя -> определение услуги, с которой он пришел -> внесение сведений об услуге (например, сведения об объекте недвижимости, права на которые регистрировать хочет, сканирование представленных документов и т.д.) -> завершение приема.
Даже если на первом шаге (идентификация заявителя) ИНН не «прилетел» быстро, эксперт на приеме не ждет, а переходит на следующий шаг (определение и заполнение услуги), а ИНН просто подставляется на фоне в предыдущих формах. Таким образом, первый шаг, как и заявлено, не превышает 10 секунд, вместо прежних 1,5 минут.
Аналогично дело обстоит со СНИЛС и любым другим асинхронным сервисом СМЭВ.