О ГИС ГМП

Редакция публикует материал, присланный читателем, который назвался Анатолием Дамаскиным и сообщил о себе следующее: «В настоящий момент работаю в госоргане региона РФ, занимаюсь вопросами внедрения государственных информационных систем. Имею большой практический опыт разработки, внедрения и сопровождения IT-технологий в коммерческой и государственной сферах. Имею научную степень кандидата технических наук». Текст показался нам заслуживающим внимания.

Сейчас много говорят и пишут в СМИ о государственных информационных системах и попытках их применения в жизни российского общества. Предлагаю обсудить одну из них – государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП).

«Государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах является информационной системой, предназначенной для размещения и получения информации об уплате физическими и юридическими лицами платежей за оказание государственных и муниципальных услуг, услуг, указанных в части 3 статьи 1 и части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также иных платежей, в случаях, предусмотренных федеральными законами» (статья 21.3 210-ФЗ).

Т.е., говоря обычным языком, назначение ГИС ГМП – это дать обществу инструмент для быстрого и более качественного предоставления гражданам и юридическим лицам государственных и муниципальных услуг (без бумажной квитанции и сразу после факта оплаты ими этих услуг). Так задумано отцами-основателями (на основании, между прочим, зарубежного опыта!). Цель, надо сказать, достойная, да и положительный зарубежный опыт действительно присутствует.

Как реализовано у нас? Могу сказать на основании моего опыта внедрения ГИС ГМП в региональном госоргане (причем в двух вариантах: и «как иного органа», и как администратора доходов), что несмотря на то, что 210-ФЗ существует уже пять лет, а самой ГИС ГМП – три года, система не работает, так как совершенно не используется гражданами и юрлицами для получения ими государственных услуг. Более того, в нынешнем виде она и не может быть ими использована.

В чем причины?

Первая и наверное главная причина – это слабое методологическое обеспечение ГИС ГМП. В федеральных госорганах и тем более регионах нет четкого понимания, какую же все-таки информацию о начислениях за госуслуги необходимо направлять в ГИС ГМП, чтобы она работала и изначальная цель создания системы достигалась. Каждый участник трактует по-своему, в результате получается «каша из ненужной информации», направляемой в ГИС ГМП. Подзаконные акты и попытки федеральных органов разъяснить вопрос на конференциях и совещаниях только запутывают участников (талдычат об одном и том же, что и так понятно – «штрафы ГИБДД, налоги и госпошлина»). На текущий момент нет нормативного документа, который определяет обязательный перечень информации, направляемый участниками (прежде всего госорганами) в ГИС ГМП. А без него, как уже было сказано выше, регионы «гонят мусор».

Сюда же необходимо отнести отсутствие на текущий момент общедоступного актуального реестра государственных и муниципальных услуг (хотя в 210-ФЗ этому посвящен целый раздел). Т.е. локомотив ГИС ГМП запустили, а рельсы прокладываем в процессе движения!

Нет нормативно закрепленной ответственности кредитных учреждений за направление в ГИС ГМП информации об оплате за госуслуги. В результате в регионах большое количество кредитных учреждений не взаимодействует с ГИС ГМП. Например, наш госорган направляет информацию о начислениях в ГИС ГМП, хотя точно знает, что никакой информации об оплате там не будет, так как многие банки, которыми пользуются граждане и юрлица, к ГИС ГМП не подключены.

В существующих нормативных документах (в приказе 19Н Федерального казначейства, например) нет четкой границы между полномочиями участников. Так, и «иной орган», и кредитное учреждение передают информацию об оплате госуслуги. В результате у нас, например, такой государственный «иной орган» и банки, с которыми он работает, дублируют в ГИС ГМП информацию об одних и тех же платежах.

Наконец нет никакой нормативно закрепленной ясности с механизмами использования госпошлины в ГИС ГМП, т.е. с так называемыми авансовыми платежами за госуслуги. А ведь это львиная доля госуслуг.

Вторая причина – это слабое организационно-техническое обеспечение ГИС ГМП.

У нас в регионе есть госорган–агрегатор, который организует взаимодействие госорганов и муниципальных учреждений с ГИС ГМП. Через него, более-менее, постепенно налаживается работа с ГИС ГМП части участников-госорганов. А у кредитных учреждений – каждый сам за себя. А так как какой-то серьезной ответственности в части передачи/не передачи информации в ГИС ГМП у них нет, то и практически никакого результата в регионе в части кредитных учреждений нет.Кстати в приказе 19Н есть понятие «главный администратор начислений», подразумевающее агрегацию передачи информации участников, но оно касается только госорганов. Так что этот организационный «баг» закреплен нормативно.

В предоставляемом фирмами-разработчиками программном обеспечении ввиду отсутствия четких требований к форматно-логическому контролю не соблюдается технология передачи информации в ГИС ГМП. Так, например, наш «иной орган» передает в ГИС ГМП информацию об оплате госуслуг, предоставляемых нашими госучреждениями (по которым они должны производить начисления) без предварительного запроса в ГИС ГМП УИНов начислений по этим госуслугам. В результате в ГИС ГМП опять летит «мусор» — и никаких квитовок своих начислений госучреждениям никогда не видать. Кстати, что-то мне подсказывает, что, скорее всего, точно так же поступают работающие с ГИС ГМП кредитные учреждения региона.

Таким образом, на текущий момент ГИС ГМП является хранилищем бесполезной информации, которая никак не может быть использована гражданами и юрлицами для получения государственных и муниципальных услуг.

Как исправить ситуацию и сделать ГИС ГМП нужной гражданам и юрлицам?

Углубляться в необходимые изменения нормативной базы не буду, так как «не моего поля ягода». Видимые мной проблемы указаны выше. Перейдем к организационно-технической части.

В первую очередь необходимо создать общедоступный реестр государственных и муниципальных услуг. Причем это может быть электронная версия реестра, включающая первоначально не все госуслуги (а то в наших российских реалиях будем ждать сто лет!), которая в дальнейшем будет пополняться. Этот реестр должен быть вынесен на государственный портал, доступ к которому будет открыт для всех участников ГИС ГМП (на портале необходимо реализовать удобные механизмы быстрого контекстного поиска в реестре конкретной услуги, а также выделения наиболее часто используемых услуг). За актуализацию реестра должен отвечать федеральный государственный орган. Предоставление госуслуги с использованием ГИС ГМП будет осуществляться на основании наличия ее в реестре.

Содержащуюся в реестре информацию об услугах можно разделить на два типа: услуги с предварительным начислением оплаты (услуги с начислением) и услуги с авансовой оплатой (услуги с авансом).

На базе реестра государственных и муниципальных услуг на портале для участников ГИС ГМП должен быть реализован сервис по автоматическому формированию уникального идентификатора услуги (УИУ). Формирование УИУ должно осуществляться по запросам участников ГИС ГМП. В случае услуг с начислением такие запросы будут направлять госорганы, в случае услуг с авансом – кредитные учреждения. УИУ идентифицирует в ГИС ГМП информацию о конкретной услуге конкретного гражданина или юрлица (либо с начислением, либо с авансом).

Для хранения УИУ в форматах данных ГИС ГМП можно использовать существующее поле для УИН.

Необходима организация базовой инфраструктуры ГИС ГМП в регионах РФ. С точки зрения предоставления платных госуслуг, можно выделить две одинаково значимые категории участников ГИС ГМП – госорганы и кредитные учреждения. Поэтому наиболее удобным и оптимальным с точки зрения затрат было бы использование существующих региональных инфраструктур Федерального казначейства (ФК) и Центрального банка (ЦК). Логично в качестве региональных агрегаторов использовать управления ФК – для госорганов и региональные отделения ЦБ – для кредитных учреждений. ФК и ЦБ в этом случае должны осуществлять на местах не только инфраструктурные, но и контрольные функции (контроль подключения и регулярного направления участниками информации в ГИС ГМП).

Механизм функционирования ГИС ГМП:

1. В случае услуги с начислением

Госорган инициирует предоставление услуги гражданину или юрлицу (например, начисляет налог на недвижимость). Для этого он обращается на госпортал к реестру государственных и муниципальных услуг, находит соответствующую услугу в реестре и с помощью специального сервиса формирует УИУ для оказания услуги конкретному гражданину или юрлицу. Далее УИУ подставляется в информацию о начислении и данные направляются в ГИС ГМП.

При обращении гражданина или юрлица в кредитное учреждение для оплаты услуги кредитное учреждение по идентификатору плательщика или сразу по УИУ находит в ГИС ГМП начисление и направляет информацию об оплате с указанным УИУ. Таким образом в ГИС ГМП есть полная информация для автоматической или ручной квитовки начисления и платежа, а у гражданина или юрлица — возможность использовать ГИС ГМП для получения информации об услуге.

2. В случае услуги с авансом

Кредитное учреждение по инициативе гражданина или юрлица организует оплату предоставления государственной или муниципальной услуги. Для этого кредитное учреждение обращается на госпортал к реестру услуг, находит соответствующую услугу в реестре и с помощью специального сервиса формирует УИУ для оказания услуги конкретному гражданину или юрлицу. Далее УИУ подставляется в информацию об оплате услуги и эти данные направляются в ГИС ГМП.

При обращении гражданина или юрлица в госорган для предоставления услуги госорган по идентификатору плательщика или сразу по УИУ находит в ГИС ГМП информацию об оплате и направляет информацию о начислении с указанным УИУ. Таким образом в ГИС ГМП есть полная информация для автоматической или ручной квитовки платежа и начисления, а у гражданина или юрлица — возможность использовать ГИС ГМП для получения услуги.

Чтобы оградить ГИС ГМП от потока бесполезной информации, требования к форматно-логическому контролю информации, поступающей в ГИС ГМП, должны предусматривать контроль УИУ на обязательность присутствия, соответствие структуре реестра услуг, и уникальность. Причем, если УИУ не проходит форматно-логический контроль, услуга должна предоставляться и оплачиваться обычным порядком – без использования ГИС ГМП.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов, представленных в рубрике «Эксперты»

Чтобы не пропустить самое интересное, читайте нас в Телеграм

Поделиться: