В пятницу представитель администрации президента США Барака Обамы официально сообщил о том, что проекты создания Twitter-подобных социальных сетей предпринимались не только на Кубе, о чем D-Russia.ruсообщал ранее, но также в Афганистане и Пакистане, пишет NewYorkTimes. Проекты в этих странах прекратились вместе с окончанием финансирования – самодостаточными в финансовом отношении эти социальные сети не стали. Отвечал за реализацию государственный департамент США.
Технологически внедрявшиеся в Афганистане и Пакистане соцсети базировались не на интернет-технологиях – обмен данными между участниками осуществлялся сотовой связью, в виде SMS. То же самое имело место и на Кубе. Участие в такой социальной может быть анонимным.
Со ссылкой на неназванные источники в правительстве NYT утверждает также, что аналогичные проекты велись и ведутся «в десятках других стран». Среди них – Кения. Планируется распространить опыт создания финансируемых США социальных сетей в Зимбабве и Нигерии.
На Кубе и в Африке исполнителем проектов было Агентство по международному развитию (United States Agency for International Development, USAID), правительственная организация США.
Официальной целью финансирования социальных сетей в других странах было «снижение напряженности в отношениях с Соединенными Штатами и уменьшение числа внутренних конфликтов». В Кении социальная сеть создавалась ради «мирного проведения выборов 2013 года».
Иногда социальные сети финансировались Соединенными Штатами с ведома местных правительств, как было, в частности, в Пакистане, где в 2009 году госсекретарь Хиллари Клинтон открыто объявила об этом на встрече с пакистанскими студентами, а иногда американское правительство действовало инкогнито (Афганистан).
Во всех трех случаях, когда проекты прекращались (Куба, Пакистан, Афганистан), чиновники обнаруживали отсутствие стратегии развития «своих» социальных сетей – окончание государственного финансирования означало конец работы. Стоимость одной Twitter-подобной социальной сети колеблется вокруг миллиона долларов. Так, например, кубинский проект обошелся налогоплательщикам США в 1,3 миллиона, к участию в нем удалось привлечь 40 тысяч кубинцев. Пакистанская сеть стоила миллион долларов и в лучшие времена объединяла миллион участников. Государственный департамент и USAID мотивировали необходимость этих затрат «успешным опытом» применения Twitterтунисскими и египетскими революционерами в 2010 году.