Низкое качество услуг и признаки схем обналичивания денег – что показала проверка «Почты России»
Контрольное управление президента РФ провело проверку «Почты России» за 2014 год, по результатам которой на предприятии выявлены слабая кадровая политика, плохие финансовые результаты, низкое качество почтовых услуг, а также сомнительные договоры с поставщиками и признаки схем по обналичиванию денежных средств, пишут «Известия».
Проверка проводилась в рамках исполнения федерального законодательства и решений президента страны по развитию, модернизации и совершенствованию предоставляемых услуг почтовой связи ФГУП «Почта России» (ПР), что подтвердил источник «Известий» в администрации президента РФ.
Признаки «обнальных» схем и проигрыш конкурентам
В справке о результатах проверки сказано, что на предприятии имеет место заключение однотипных сделок по перечислению многомиллионных денежных средств на счета региональных филиалов ФГУП «Почта России» для последующей их выплаты наличными физлицам в форме почтовых переводов с дроблением на суммы, формально не подпадающие под размер, о движении которых необходимо сообщать в компетентные органы. Данные сделки «могут обладать признаками обналичивания денежных средств и относятся к денежным операциям, входящим в перечень, содержащийся в ст. 6 ФЗ №-115 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Кроме того, отмечают проверяющие, качество услуг по доставке пенсий и пособий, подписных печатных периодических изданий, почтовым переводам денежных средств находится на низком уровне, а средняя скорость пересылки письменной корреспонденции в несколько раз ниже, чем в большинстве развитых стран. Среднее время ожидания в очередях составляет один час.
Читать также: «Почта России» пообещала электронную очередь в своих отделениях>>
В результате неэффективных управленческих решений, как отмечено в документе, предприятие теряет доходы и клиентов. Зато растут объемы бизнеса иностранных операторов DHL, DPD, UPS и др.
Финансовые услуги: основной доход «ушел» к Сбербанку
В отношении финансовых услуг, в том числе приносящих основной доход, — доставки пенсий, платежей и переводов — слабая политика «Почты» привела к переходу клиентов в банковский сектор, например, в ОАО «Сбербанк России», практически по всем стратегическим направлениям деятельности.
Читать также: «Почта России» начала оказывать финуслуги населению>>
«Почте России» не удалось выработать с Пенсионным фондом РФ оптимального решения по вопросу доставки пенсий по всей стране: доставка для более половины получателей (21 миллион человек) в городах и районах с высокой плотностью населения осуществляется различными кредитными организациями, в основном, Сбербанком. При этом за «Почтой» сохраняется убыточная доставка пенсий в сельской местности и отдаленных районах. Согласно выводам проверяющих, ежегодно «Почта» теряет в среднем 5% рынка в указанном сегменте оказания услуг, или около 1,3 миллиарда рублей дохода.
Ждать ли обещанную прибыль?
Даже по сравнению с советским временем значительно – в 11 раз – снизилась производительность труда на предприятии. Если в 1990 году в РСФСР 600 тысяч сотрудников почтовой отрасли обрабатывали около 60 миллиардов почтовых отправлений, то в настоящее время 300 тысяч человек обрабатывают 2,76 миллиарда единиц корреспонденции.
В течение последних двух лет финансовое положение «Почты» ухудшается. Так, по результатам 2012 года показатель чистой прибыли составил 813 миллионов рублей, за 2013 год — 24 миллиона рублей, а за первое полугодие 2014 года зафиксирован убыток в размере 1,6 миллиарда рублей.
Читать также: Глава «Почты России» не понимает, откуда брать деньги без почтового банка >>
В мае прошлого года глава «Почты России» Дмитрий Страшнов заметил, что предприятие ожидает по итогам 2014 года чистую прибыль в 45 миллионов рублей (данные о фактической прибыли будут опубликованы в апреле).
Ручной труд в автоматизированных центрах
Практически на всех технологических операциях обработки почты используется ручной труд, в том числе в автоматизированных сортировочных центрах. В большинстве почтовых отделений достигли предельного износа и не эксплуатируются средства механизации и автоматизации.
Более 35 тысяч объектов почтовой связи нуждается в срочном ремонте, из них около 10% — в аварийном состоянии, 80% основных технических средств эксплуатируются по 15–20 лет, 60% автотранспорта и 70% почтовых вагонов выработали свой ресурс.
«Почта» неэффективно реализует инвестиционные программы. В ряде случаев без должной проработки осуществляется создание дорогостоящих автоматизированных сортировочных центров. В справке приводится пример: для загрузки построенного в Подольском районе Московской области центра стоимостью более 80 миллионов долларов и расчетной производительностью 1,7 миллиарда почтовых отправлений в год потребовалось перенаправить почтовые потоки со всей европейской части страны. Это привело к увеличению в 4–5 раз сроков пересылки и значительным расходам на перевозку. В настоящее время центр используется только на 30%.
«Почта России» планирует строительство еще восьми подобных центров на общую сумму 27,3 миллиарда рублей за счет заемных средств, погашение которых без привлечения средств федерального бюджета не представляется возможным.
Неэффективная аренда и госзакупки
Предприятие сдает в аренду более 2,5 тысячи объектов площадью 246 тысяч кв. м, одновременно арендуя 5,7 тысяч объектов площадью более 530 тысяч кв. м (4235 объектов у муниципальных органов власти, 1467 — у региональных). Сдача в аренду зданий и сооружений происходит с нарушениями интересов предприятия. Так, в ходе только выборочных проверок договоров аренды на 16 объектах установлено недополучение предприятием более 18 миллионов рублей.
Анализ фактически сложившейся практики осуществления предприятием закупок товаров, работ и услуг, а также порядка согласования с Минкомсвязью России крупных сделок свидетельствует о несоблюдении в полной мере интересов собственника имущества в лице государства, а также неэффективном расходовании денежных средств. В ряде случаев договоры заключались с единственным поставщиком на его условиях и ценовых требованиях.
Читать также: «Почта России» назвала оправданной трату 4 млн руб на найм самолёта для руководства>>
В целом за 2013 год более 77% договоров были заключены «Почтой» с использованием неконкурентных способов закупки на условиях единственного поставщика (на общую сумму 8,4 миллиарда рублей). С января по июнь 2014 года таких договоров было 74% на общую сумму 4,9 миллиарда рублей.
Ценные кадры
За два последних года текучесть кадров по предприятию в среднем составила порядка 34%. В ряде подразделений, осуществляющих основную производственную деятельность, она увеличилась на 6% — до 40–50%. Данное обстоятельство приводит к дополнительным расходам на привлечение нового персонала, его обучение и вовлечение в производственные процессы.
Ранее стало известно, что 12 работников аппарата управления предприятием, среди которых руководители департаментов, дирекций, отделов и главные специалисты предприятия, обратились к одному из глав партийных фракции Госдумы с просьбой принять со своей стороны участие в разрешении «кадрового беспредела», который, как было написано в обращении, устроило руководство «Почты России». Подписанты утверждают, что руководство «Почты» начало увольнять опытных специалистов, при этом создавая новые структурные подразделения, которые дублируют функции старых. Сотрудники также обвинили руководство и в непрофильных тратах, в частности, на фильм Кончаловского «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» (30 миллионов рублей).
В пресс-службе самой «Почты России» заявили, что намерены подготовить иски в суд на подписантов обращения.
В справке проверяющих эти факты находят подтверждение: в ней указано, что начиная с 2013 года организационная структура аппарата управления подвергалась реформированию восемь раз. При этом штатная численность возросла на 20% и достигла 1,2 тысячи человек.
Читать также: За десять лет «Почта России» планирует сократить свой штат на треть>>