Контрольное управление президента РФ провело проверку «Почты России» за 2014 год, по результатам которой на предприятии выявлены слабая кадровая политика, плохие финансовые результаты, низкое качество почтовых услуг, а также сомнительные договоры с поставщиками и признаки схем по обналичиванию денежных средств, пишут «Известия».
Проверка проводилась в рамках исполнения федерального законодательства и решений президента страны по развитию, модернизации и совершенствованию предоставляемых услуг почтовой связи ФГУП «Почта России» (ПР), что подтвердил источник «Известий» в администрации президента РФ.
Признаки «обнальных» схем и проигрыш конкурентам
В справке о результатах проверки сказано, что на предприятии имеет место заключение однотипных сделок по перечислению многомиллионных денежных средств на счета региональных филиалов ФГУП «Почта России» для последующей их выплаты наличными физлицам в форме почтовых переводов с дроблением на суммы, формально не подпадающие под размер, о движении которых необходимо сообщать в компетентные органы. Данные сделки «могут обладать признаками обналичивания денежных средств и относятся к денежным операциям, входящим в перечень, содержащийся в ст. 6 ФЗ №-115 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Кроме того, отмечают проверяющие, качество услуг по доставке пенсий и пособий, подписных печатных периодических изданий, почтовым переводам денежных средств находится на низком уровне, а средняя скорость пересылки письменной корреспонденции в несколько раз ниже, чем в большинстве развитых стран. Среднее время ожидания в очередях составляет один час.
Читать также: «Почта России» пообещала электронную очередь в своих отделениях>>
В результате неэффективных управленческих решений, как отмечено в документе, предприятие теряет доходы и клиентов. Зато растут объемы бизнеса иностранных операторов DHL, DPD, UPS и др.
Финансовые услуги: основной доход «ушел» к Сбербанку
В отношении финансовых услуг, в том числе приносящих основной доход, — доставки пенсий, платежей и переводов — слабая политика «Почты» привела к переходу клиентов в банковский сектор, например, в ОАО «Сбербанк России», практически по всем стратегическим направлениям деятельности.
Читать также: «Почта России» начала оказывать финуслуги населению>>
«Почте России» не удалось выработать с Пенсионным фондом РФ оптимального решения по вопросу доставки пенсий по всей стране: доставка для более половины получателей (21 миллион человек) в городах и районах с высокой плотностью населения осуществляется различными кредитными организациями, в основном, Сбербанком. При этом за «Почтой» сохраняется убыточная доставка пенсий в сельской местности и отдаленных районах. Согласно выводам проверяющих, ежегодно «Почта» теряет в среднем 5% рынка в указанном сегменте оказания услуг, или около 1,3 миллиарда рублей дохода.
Ждать ли обещанную прибыль?
Даже по сравнению с советским временем значительно – в 11 раз – снизилась производительность труда на предприятии. Если в 1990 году в РСФСР 600 тысяч сотрудников почтовой отрасли обрабатывали около 60 миллиардов почтовых отправлений, то в настоящее время 300 тысяч человек обрабатывают 2,76 миллиарда единиц корреспонденции.
В течение последних двух лет финансовое положение «Почты» ухудшается. Так, по результатам 2012 года показатель чистой прибыли составил 813 миллионов рублей, за 2013 год — 24 миллиона рублей, а за первое полугодие 2014 года зафиксирован убыток в размере 1,6 миллиарда рублей.
Читать также: Глава «Почты России» не понимает, откуда брать деньги без почтового банка >>
В мае прошлого года глава «Почты России» Дмитрий Страшнов заметил, что предприятие ожидает по итогам 2014 года чистую прибыль в 45 миллионов рублей (данные о фактической прибыли будут опубликованы в апреле).
Ручной труд в автоматизированных центрах
Практически на всех технологических операциях обработки почты используется ручной труд, в том числе в автоматизированных сортировочных центрах. В большинстве почтовых отделений достигли предельного износа и не эксплуатируются средства механизации и автоматизации.
Более 35 тысяч объектов почтовой связи нуждается в срочном ремонте, из них около 10% — в аварийном состоянии, 80% основных технических средств эксплуатируются по 15–20 лет, 60% автотранспорта и 70% почтовых вагонов выработали свой ресурс.
«Почта» неэффективно реализует инвестиционные программы. В ряде случаев без должной проработки осуществляется создание дорогостоящих автоматизированных сортировочных центров. В справке приводится пример: для загрузки построенного в Подольском районе Московской области центра стоимостью более 80 миллионов долларов и расчетной производительностью 1,7 миллиарда почтовых отправлений в год потребовалось перенаправить почтовые потоки со всей европейской части страны. Это привело к увеличению в 4–5 раз сроков пересылки и значительным расходам на перевозку. В настоящее время центр используется только на 30%.
«Почта России» планирует строительство еще восьми подобных центров на общую сумму 27,3 миллиарда рублей за счет заемных средств, погашение которых без привлечения средств федерального бюджета не представляется возможным.
Неэффективная аренда и госзакупки
Предприятие сдает в аренду более 2,5 тысячи объектов площадью 246 тысяч кв. м, одновременно арендуя 5,7 тысяч объектов площадью более 530 тысяч кв. м (4235 объектов у муниципальных органов власти, 1467 — у региональных). Сдача в аренду зданий и сооружений происходит с нарушениями интересов предприятия. Так, в ходе только выборочных проверок договоров аренды на 16 объектах установлено недополучение предприятием более 18 миллионов рублей.
Анализ фактически сложившейся практики осуществления предприятием закупок товаров, работ и услуг, а также порядка согласования с Минкомсвязью России крупных сделок свидетельствует о несоблюдении в полной мере интересов собственника имущества в лице государства, а также неэффективном расходовании денежных средств. В ряде случаев договоры заключались с единственным поставщиком на его условиях и ценовых требованиях.
Читать также: «Почта России» назвала оправданной трату 4 млн руб на найм самолёта для руководства>>
В целом за 2013 год более 77% договоров были заключены «Почтой» с использованием неконкурентных способов закупки на условиях единственного поставщика (на общую сумму 8,4 миллиарда рублей). С января по июнь 2014 года таких договоров было 74% на общую сумму 4,9 миллиарда рублей.
Ценные кадры
За два последних года текучесть кадров по предприятию в среднем составила порядка 34%. В ряде подразделений, осуществляющих основную производственную деятельность, она увеличилась на 6% — до 40–50%. Данное обстоятельство приводит к дополнительным расходам на привлечение нового персонала, его обучение и вовлечение в производственные процессы.
Ранее стало известно, что 12 работников аппарата управления предприятием, среди которых руководители департаментов, дирекций, отделов и главные специалисты предприятия, обратились к одному из глав партийных фракции Госдумы с просьбой принять со своей стороны участие в разрешении «кадрового беспредела», который, как было написано в обращении, устроило руководство «Почты России». Подписанты утверждают, что руководство «Почты» начало увольнять опытных специалистов, при этом создавая новые структурные подразделения, которые дублируют функции старых. Сотрудники также обвинили руководство и в непрофильных тратах, в частности, на фильм Кончаловского «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» (30 миллионов рублей).
В пресс-службе самой «Почты России» заявили, что намерены подготовить иски в суд на подписантов обращения.
В справке проверяющих эти факты находят подтверждение: в ней указано, что начиная с 2013 года организационная структура аппарата управления подвергалась реформированию восемь раз. При этом штатная численность возросла на 20% и достигла 1,2 тысячи человек.
Читать также: За десять лет «Почта России» планирует сократить свой штат на треть>>