Россвязь считает необходимым развивать универсальную услугу связи
Среди основных направлений развития универсальных услуг связи руководитель Россвязи назвал обеспечение пользователям бесплатного доступа к порталу госуслуг, сайтам государственных органов власти различных уровней и возможность использовать универсальную электронную карту. Необходимо использовать пункты коллективного доступа, развернутые в отделениях почтовой связи, в качестве удаленных многофункциональных центров по оказанию государственных и муниципальных услуг.
Руководитель Федерального агентства связи Олег Духовницкий рассказал «Российской газете» о Почте России и универсальной услуге связи.
Услуга универсальной связи
Услуге универсальной связи — десять лет. И базовыми для нее были три принципа. Первый — любой гражданин может в течение часа добраться пешком до таксофона, которых на сегодня в стране 148,5 тысячи. Второй принцип касается пунктов коллективного доступа в Интернет. Каждый населенный пункт численностью более 500 человек должен быть обеспечен как минимум одним пунктом коллективного доступа (ПКД). Далеко не у каждого есть дома Интернет и персональный компьютер. Но каждый гражданин, проживая в таком поселке, может зайти в почтовое отделение, подойти к ПКД, выйти в Интернет, отправить электронную почту, получить какие-то услуги. И третий принцип связан непосредственно с недискриминационным доступом. То есть каждый гражданин должен иметь доступ к таксофону. Кто и куда звонит? Из 40 миллионов минут звонков половина — экстренные вызовы. Даже в больших городах, в местах скопления людей (на вокзалах, аэропортах) люди пользуются красными таксофонами, вызывают милицию, пожарных, «Скорую помощь».
Развитие универсальной услуги
Необходимо рассмотреть возможность в качестве первого шага дальнейшего развития универсальных услуг связи с использованием пунктов коллективного доступа обеспечить пользователям бесплатный доступ к порталу госуслуг, сайтам государственных органов власти различных уровней и возможность использовать универсальную электронную карту. Необходимо использовать пункты коллективного доступа, развернутые в отделениях почтовой связи, в качестве удаленных многофункциональных центров по оказанию государственных и муниципальных услуг.
Возможно, стоит сокращать число таксофонов в больших городах и за счет этого деньги из фонда универсальной услуги пускать на развитие мобильной связи в других регионах. В отдаленных регионах, селах, малонаселенных пунктах универсальную услугу надо оставить в том виде, в котором она есть, потому что это зачастую единственный пункт доступа к голосовой связи, передаче данных, которые есть в этом селе, городке и т.д. А в больших городах инфраструктура развитая и мобильная связь представлена тремя-четырьмя операторами.
Есть вопросы, связанные с тем, где развивать, в каких населенных пунктах, с каким количеством жителей. На сегодняшний день все понимают, что таксофоны обеспечивают пользователям предоставление местных телефонных соединений, доступ к услугам внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи, доступ к системе информационно-справочного обслуживания, возможность бесплатного вызова экстренных оперативных служб. Таксофоны универсального обслуживания играют огромную социальную роль в сельских, удаленных и труднодоступных населенных пунктах, особенно в районах с повышенной опасностью весенних паводков и лесных пожаров.
Стоимость универсальной услуги связи
Субсидии на возмещение операторам связи выпадающих доходов при оказании универсальных услуг связи в 2012 году составили более 12 миллиардов рублей. На текущую дату Россвязью погашена задолженность по всем поступившим в 2012 году запросам операторов универсального обслуживания.
Действующая схема пополнения весьма эффективна и справедлива. Средства резерва универсального обслуживания расходуются исключительно на цели, которые предусмотрены действующим Федеральным законом «О связи»: таксофоны и пункты коллективного доступа. Ставка обязательного отчисления (неналогового платежа) оператора сети связи общего пользования устанавливается в размере 1,2 процента, а размер обязательного отчисления (неналогового платежа) оператора сети связи общего пользования рассчитывается им самостоятельно. Перечисления в резерв происходят ежеквартально, таким образом, данные об объемах средств за первый квартал 2013 года от операторов мы получим до 1 мая.
Стандарты оказания услуг почтовой связи
В соответствии с Законом «О почтовой связи» и Правила оказания услуг почтовой связи, принятые в 2005 году, операторы почтовой связи выплачивают неустойку в случае нарушения контрольных сроков пересылки почтовых отправлений и осуществления почтовых денежных переводов для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью. За каждый день просрочки вы можете рассчитывать на 3 процента от цены услуги.
Но есть и ограничение по сумме: больше стоимости пересылки этого письма вы получить не сможете. Отправка простого письма сегодня стоит чуть больше 13 рублей. Опоздание в рамках тех регламентов, которые есть, на один день — это 39 копеек. Человек, получив письмо на три дня позже, имеет право на возмещение в пределах одного рубля.
Планы по сокращению почтовых отделений
В городах, где живет большое количество людей, отделений не хватает, отсюда очереди и прочее. По последней переписи населения, всего есть чуть более 155 тысяч населенных пунктов, в 19 тысячах вообще никто не живет. И по нашим оценкам, избыточных отделений где-то примерно пять тысяч.
Почта из-за границы
Ситуация, связанная со взаимодействием почтовиков с таможней кардинально изменилась. Таможенники второй год очень плотно вместе с Минкомсвязи России и Россвязью работают над улучшением ситуации. При Россвязи функционирует рабочая группа во главе с заместителем руководителя нашего агентства. Его заместителем является замначальника управления Федеральной таможенной службы, отвечающий за таможенные выпуски. Группа разбирает все проблемные ситуации.
По определенным видам отправлений мы наблюдали в конце прошлого года лавинообразный рост трафика. Например, по мелким почтовым пакетам. Мы связываем рост сразу с несколькими факторами — рост популярности интернет-торговли как из-за разницы в конечной стоимости товаров, так и по причине наличия более широкого ассортимента в различных категориях товаров. Развивающийся сегмент торговли через интернет-аукционы, позволяющий любому пользователю стать продавцом, сыграл не последнею роль в увеличении трафика.
При росте числа почтовых отправлений выросло и количество жалоб на задержанные или утерянные посылки. Это взаимосвязанные вещи. И отправители, и конечные получатели почты стараются планировать и прогнозировать время доставки. Если время начинает сдвигаться — растет количество жалоб и обращений с просьбой помочь с поиском «опаздывающей» посылки. Случается так, что жалоба подается утром, а к вечеру посылку уже доставляют адресату. Однако поступившее обращение мы обязаны рассмотреть и разрешить затруднительную ситуацию.
Принимая во внимание рост числа обращений, в декабре прошлого года открылся центр по организации работы с обращениями клиентов EMS Russian Post.
Данная структура призвана помочь пользователям в вопросах розыска почтовых отправлений, несоблюдения сроков их прохождения или доставки, нарушения сохранности, повреждения, недостачи вложения или хищения, а также предоставить объективные разъяснения и ответы на вопросы непосредственно при личном контакте с сотрудниками офиса.