Минэкономразвития разработало проект «русской Alibaba»

    1034

    Минэкономразвития подготовило проект «Электронная торговля как драйвер развития деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства на внутренних и внешних рынках», описывающий создание «единой среды экспортера», объединяющей в системное решение «продвиженческие, таможенные, логистические, информационные, платежные, кредитные, страховые и иные сервисы, необходимые для реализации товаров посредством электронной торговли на экспорт и внутри страны», сообщает «Коммерсант», ознакомившийся с документом.

    Напомним, о необходимости поддерживать российские компании на внешних рынках в декабре 2015 года говорил президент России Владимир Путин в послании к Федеральному собранию. В частности, сказано было о перспективности и важности создания крупных отечественных компаний в сфере интернет-торговли, которые могли бы продавать отечественные товары за рубеж.

    Краеугольным камнем концепции Минэкономразвития является компания-агрегатор, интернет-площадка, которая станет «одним окном» для выхода российских производителей на мировые рынки. В качестве примера таких российских компаний-агрегаторов в документе приводятся «Яндекс.Маркет», «Юлмарт» и Wikimart.

    В концепции оговаривается, что российские площадки осуществляют интеграцию с крупнейшими зарубежными электронными площадками, например AliExpress, Amazon, eBay, JD.com и иными, «в целях продвижения российских товаров на международные рынки».

    Согласно документу, за формирование пула экспортеров будет отвечать Российский экспортный центр (РЭЦ), он же будет оказывать помощь в стандартизации и сертификации продукции, после чего «направлять» экспортеров к агрегатору.

    На площадке агрегатора у экспортеров будет свой личный кабинет с функционалом для принятия и исполнения заказов, оплаты и логистики товаров, предъявления претензий и т.п. Деньги от реализации товара поступят на счет агрегатора в банке для прохождения процедур валютного контроля и уплаты соответствующих налогов и сборов. Кроме того, площадка сможет выполнять функцию налогового агента. Такой подход сможет обеспечить бесперебойное получение выручки экспортерами, а также пополнение всех уровней бюджетов РФ, повысив эффективность администрирования, говорится в концепции.

    Имея доступ в «личный кабинет», экспортер получит возможность кредитной, страховой и гарантийной поддержки ЭКСАР, Росэксимбанка (перейдет под контроль РЭЦ) либо других организаций, которые подключит агрегатор. Концепция предлагает обязать площадку при заключении договора с экспортером «аккумулировать страховой взнос» — он может потребоваться для урегулирования споров с покупателями-иностранцами. Здесь также предлагается участие Росэксимбанка. При этом экспортеров предлагается избавить от прямого участия в спорах: агрегаторам будет предложено создать площадку для разрешения споров по примеру AliExpress.

    По данным Минэкономразвития, в России 5,6 миллиона субъектов малого и среднего предпринимательства, около 16 тысяч из них являются экспортерами, что составляет всего 0,28%. Объем российского экспорта — 497,8 миллиарда долларов. Объем рынка интернет-ретейла в России в 2015 году составил 650 миллиардов рублей (рост на 16% в рублях и падение на 28% в долларах), его трансграничного сегмента — 160 миллиардов рублей (рост на 88% в рублях и на 28% в долларах), оценивала Data Insight.

    «Яндекс.Маркет» как площадка может быть использован для экспорта товаров за рубеж так же, как сейчас используется магазинами для продаж внутри России, однако есть и другие варианты площадок.

    В четверг на конгрессе Russian Export Day директор департамента развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции Минэкономразвития России Максим Паршин заявил, что «драйвером стремительного роста несырьевого экспорта должна стать электронная торговля».

    Паршин обратил внимание, что Минэкономразвития совместно с экспертным сообществом удалось выявить ряд системных проблем, препятствующих экспорту отечественных товаров. Эти административные барьеры планируется снять в рамках дорожной карты «Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта».

    Следите за нашим Телеграм-каналом, чтобы не пропускать самое важное!

    Поделиться: