Во вторник в Москве на форуме «Транспорт России» состоялась пленарная сессия «Транспорт России. Единая цифровая платформа» – мероприятие открыл куратор программы «Цифровая экономика», вице-премьер Максим Акимов; он обратил внимание руководителей отрасли на то, что цифровизация транспорта – задача не столько технологическая, сколько организационная.
Главной задачей Акимов считает организацию работы транспортных систем, повышение эффективности перевозок за счёт лучшего управления ими. «Транспортной отрасли следует попрощаться с видами транспорта и поздороваться с грузами и пассажирами», — сказал вице-премьер. Наряду с теми, кто отвечает за отдельные виды транспорта, должен появиться ответственный за «мультимодальную логистику», т.е. за решение задачи «как быстрее и дешевле доставить груз», а не за организацию морских, железнодорожных или автомобильных перевозок.
Роль государства в этом деле Акимов оценил как «скромную», состоящую в «создании условий» для компаний.
России предстоит создать «транспортные коридоры», договорившись «в разумные и короткие сроки» с партнёрами по ЕАЭС о «бесшовном» безбумажном обороте документов, сопровождающих грузы. Главная цель – интеграция страны в глобальную систему перевозок.
Единая цифровая платформа на транспорте – что это? Один оператор, новая монополия? Или открытая платформа данных? Пора завершать дискуссию на эту тему, сказал Акимов. Данные должны быть открыты, доступны для эффективной работы компаний. Сегодня «мир принадлежит крупным компаниям, неконкурентной власти». Угрозу представляет также «монополизация технологических стандартов», которая не позволит «цифровое развитие транспортной отрасли».
В этой связи «цифровой» вице-премьер вернулся к тому, что цифровизация не равна внедрению технологий («технологических вызовов не очень много»). Гораздо сложнее обеспечить «регуляторику», в частности, сделать так, чтобы «доступ к данным не порождал монополию».
Отвечая на вопрос о том, будут ли «отраслевые направления в программе «Цифровая экономика», Акимов ответил отрицательно: «Программа решает сквозные инфраструктурные вещи (направления, они известны), они сквозные, касаются всех отраслей, это, например, математическое образование, чтобы мы не отстали». И ещё раз заявил, что «цифровая экономика – это не про технологии, а про бизнес-процессы».