Кто должен учить детей цифровой гигиене – мнения участников Positive Hack Days

118

Пресс-брифинг по вопросам цифровой безопасности детей и подростков прошёл в среду в ходе посвященного младшему поколению мероприятия, в преддверии юбилейного форума Positive Hack Days. Практически все участники дискуссии подчеркнули общую ответственность семьи, общества и государства за цифровую грамотность детей.

Общее число киберпреступлений постоянно растет, как и число атак, а значительная доля последних проводятся с помощью социальной инженерии: злоумышленники пользуются низким уровнем осведомленности жертвы о базовых правилах информационной безопасности. Повсеместное проникновение технологий в жизнь детей и подростков, помноженное на незнание элементарных правил кибербезопасности, вызывает резонный вопрос: кто должен учить детей цифровой грамотности, кто несет ответственность за этот процесс?

Директор образовательных программ и проектов Positive Technologies Мария Сигаева отметила важную роль бизнеса в укреплении цифровой грамотности среди подрастающего поколения: «Дети часто оказываются в ситуации, когда они должны, в отсутствие жизненного опыта, самостоятельно делать выбор: как им поступать, например, общаясь в социальных сетях. Как производители ПО, направленного на защиту информации, мы в Positive Technologies понимаем всю ответственность, которая лежит на современных IT-компаниях. И естественно, что мы уделяем внимание повышению осведомленности детей и других пользователей в вопросах цифровой грамотности и кибербезопасности».

Руководитель направления сервисов киберзащиты CyberART (Innostage) Владимир Дмитриев отметил необходимость обучения основам кибербезопасности с самого раннего возраста: «Общая задача государства, семьи, школы, бизнеса — сформировать такую экосистему цифровой грамотности, чтобы подрастающее поколение избежало подобного негативного опыта».

«Ответственность за безопасное поведение детей в интернете нельзя возложить на какую-то одну институцию, — комментирует руководитель направления по работе с молодежью компании «Ростелеком» Юлия Куклина. – Цифровая грамотность должна быть частью культуры. Ребенок должен слышать о правилах кибергигиены из разных источников: от родителей, в школе, по телевизору, на различных секциях, узнавать об этом из интернета. При этом в школе важно работать и в направлении киберграмотности, и в направлении таланта. Только в системной работе по обоим этим векторам можно сформировать безопасное цифровое будущее с достаточным количеством высококвалифицированных специалистов.»

Начальник управления по работе с абитуриентами РТУ МИРЭА Вера Рогова отметила существенные положительные сдвиги IT-просвещения в школах: «Являясь одним из лидеров по подготовке кадров в области IT и кибербезопасности, наш университет принимает более 25 тысяч абитуриентов ежегодно. В последние несколько лет мы видим значительный рост компетенций школьников в области IT, чему во многом способствуют внедрение в школьную программу соответствующих дисциплин, запуск профильных классов, создание детских центров и школ программирования. Кроме того, университет сам активно вкладывается в программы глубокой профориентации школьников на базе созданного нами детского технопарка».

Вера Рогова также отметила, что владение IT-навыками становится базовой компетенцией для любой профессии, поэтому целесообразно как можно раньше включать в школьную программу блоки, направленные на развитие IT-навыков и в частности ИБ, своевременно давать школьникам доступ к определенным знаниям и показывать, как те или иные навыки применяются в жизни: «Мы как университет видим большой потенциал от программ для школьников, созданных совместно с бизнесом. Такой подход используется в рамках детского технопарка РТУ МИРЭА, и мы уже видим первые результаты — мотивированных и осознанных выпускников технопарка».

Руководитель проектного офиса «ИТ-класс в московской школе» (МЦКО) Пётр Зобков, делясь своим взглядом на обучение вопросам ИБ, сделал акцент на использовании городских информационных образовательных систем, таких как Московская электронная школа, включении в образовательный процесс сквозных модулей, посвященных ИБ, а также на демонстрации навыков информационной культуры личным примером педагога. По мнению Зобкова, все эти меры вкупе с участием образовательных учреждений в тематических мероприятиях городского и федерального масштаба помогут сформировать необходимые навыки информационной безопасности и культуры у школьников.

Важно информировать и родителей. Несмотря на то, что сегодня как на федеральном, так и на региональном уровне прилагаются немалые усилия к созданию специализированных образовательных программ, вопрос их популяризации остается открытым.

Кибергигиена должна зарождаться в семье, однако важна также и роль школы, которая совместно с родителями должна помогать ребенку не только развивать его таланты, но и вырабатывать навыки безопасного пользования современными технологиями.

Говоря о том, что школьник зачастую рассматривает гаджет как средство развлечения и общения, Пётр Зобков подчеркнул, что задача педагога — донести до ученика, что перед ним лежит инструмент для получения информации, которая поможет ему стать успешнее. Развивая эту мысль, Вера Рогова добавила, что для подростков в старших классах важно предлагать образовательный контент, который позволит сформировать образ гаджета как полезного инструмента, а не игрушки.

Все участники также согласились, что для стирания так называемого цифрового неравенства необходимо продвигать IT-просвещение в регионы Российской Федерации: улучшать кружковую работу, выкладывать в открытый доступ проверенные специализированные программы и давать возможность пользоваться другими образовательными ресурсами, готовить квалифицированные педагогические кадры.

Следите за нашим Телеграм-каналом, чтобы не пропускать самое важное!

Поделиться:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь