Конкурс региональных образовательных практик «Информационные технологии для старшего поколения»

21.02.2014

Министерство образования и науки РФ направило руководителям регионов методические рекомендации по организации обучения старшего поколения компьютерной грамотности (сопроводительное письмо от 18.02.2014 №АК-277/06) с просьбой «довести рекомендации до сведения заинтересованных органов государственной власти субъекта Российской Федерации».

Документ подготовлен Экспертным центром электронного государства совместно с ФГАУ «Федеральный институт развития образования» и регионами – победителями всероссийского конкурса «Информационные технологии для старшего поколения».

Конкурс был проведен Экспертным центром электронного правительства в конце прошлого года. По его итогам были отобраны и обобщены лучшие региональные практики, на основе которых и были разработаны методические рекомендации, направленные в адрес руководителей субъектов федерации.

Документ содержит примерный план мероприятий по организации обучения, а также  рекомендации по содержанию программы, организации образовательного процесса, формированию методических материалов и организации работы преподавателей, описаны лучшие практики поддержки слушателей, организации обратной связи и популяризации программ обучения.

Скачать Методические рекомендации (в формате MS Word / в формате Adobe Acrobat)

Подробнее ознакомиться с программами, использованными при разработке методических рекомендаций можно ознакомиться на сайте Экспертного центра.

 

21.09.2013

Завершился заключительный этап подведения итогов всероссийского конкурса региональных образовательных практик «Информационные технологии для старшего поколения». Конкурс программ, направленных на обучение лиц старшего возраста навыкам работы с информационными и интернет технологиями, проводился Экспертным центром электронного государства в августе-сентябре текущего года.

На участие в конкурсе было подано 48 заявок от 41 региона. Оценка конкурсных заявок проводилась 10 независимыми экспертами — представителями федеральных органов власти, высших учебных заведений, общественных организаций и собственно пожилыми людьми, для которых и разрабатывались программы, представленные на конкурс.

Заявки оценивались экспертным жюри согласно положению о конкурсе, предусматривающему такие критерии, как качество методических и учебных материалов, содержание программ, степень организационной проработки, территориальный охват и вовлеченность слушателей, качество подготовки преподавателей и общая результативность реализации.

Пресс-релиз о конкурсе

Лучшие учебные практики

По единодушной оценке членов экспертного жюри, лучшими учебными практиками, набравшим максимальное количество баллов по всем критериям, были признаны (перечислены по алфавиту):

Астраханская область

Министерство социального развития и труда Астраханской области
Программа обучения пенсионеров компьютерной грамотности «Все в сеть!»

 

progr_astra

Самарская область

Министерство образования и науки Самарской области
Программа  «Электронный гражданин»

 

progr_samara

Свердловская область

Министерство социальной политики Свердловской области
Школа пожилого возраста / Региональная комплексная программа «Старшее поколение»

progr_sverdlovsk

Тюменская область

Департамент информатизации Тюменской области
Программа по повышению компьютерной грамотности населения Тюменской области «Расширяя горизонты»

progr_tyumen

 

Конкурсные заявки были оценены экспертным жюри и по отдельным номинациям:

I. «Лучшие методические и учебные материалы»

II. «Лучшая организация обучения»

III. «Лучшая поддержка слушателей»

Лучшие практики, ставшие победителями в конкурсе, уже не рассматривались в отдельных номинациях, так как набрали максимальное количество баллов по всем критериям оценки.

Номинация «Лучшие методические и учебные материалы»

В номинации «Лучшие методические и учебные материалы» заявки оценивались, в том числе, по таким критериям, как:

  • актуальность и сбалансированность учебной программы,
  • проработанность методических и учебных материалов,
  • направленность материалов на целевую аудиторию – людей старшего возраста,
  • наличие разделов, посвященных работе с Единым порталом государственных и муниципальных услуг, региональным порталом государственных (муниципальных) услуг, с сайтами органов государственной власти и местного самоуправления.

Победителями в номинации «Лучшие методические и учебные материалы» были признаны (перечислены в порядке поступления заявок):

Ульяновская область

Ulyanovsk_Oblast_small_SQ

Министерство Ульяновской области по развитию информационных технологий и электронной демократии

Программа «Основы компьютерной и информационной грамотности»

 

Брянская область

Bryansk_Oblast_small_SQДепартамент образования и науки Брянской области

Программа «Обучение граждан работе с государственными и региональными порталами»

 

Смоленская область

Smolensk_oblast_smallДепартамент Смоленской области по информационным технологиям

Компьютерные курсы по обучению работе на компьютере для граждан пожилого возраста «Интернет для жизни и общения»

 

 

Номинация «Лучшая организация обучения»

В номинации «Лучшая организация обучения» заявки оценивались по следующим критериям:

  • доля муниципальных образований, охваченных программой обучения,
  • количество учебных классов и компьютеров, подключенных к сети интернет,
  • количество обучающихся в одном классе,
  • популяризация и информационное сопровождение программы,
  • организация обратной связи, оценка программы обучающимися,
  • мероприятия для привлечения, обучения и мотивации преподавателей.

Победителями в номинации «Лучшая организация обучения» были признаны следующие заявки (перечислены в порядке поступления заявок):

Челябинская область

Chelyabinsk_Oblast_smallМинистерство социальных отношений Челябинской области

Программа «Информационные технологии для старшего поколения»

 

 

Ханты-мансийский автономный округ

HMAO-Yugra_smallДепартамент информационных технологий Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Программа «Электронный гражданин»

 

Республика Башкортостан

Bashkortostan_SQ_smallМинистерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан

Республиканская целевая программа «Народный университет третьего возраста»

 

 

Номинация «Лучшая поддержка слушателей»

В номинации «Лучшая поддержка слушателей» заявки оценивались по следующим критериям:

  • организация внеклассных встреч слушателей и выпускников,
  • организация внеучебных консультаций,
  • наличие специализированного Интернет-ресурса и страниц в социальных сетях.

Победителями в номинации «Лучшая поддержка слушателей» были признаны следующие заявки (перечислены в порядке поступления заявок):

Ярославская область

Yaroslavl_Oblast_smallДепартамент информатизации и связи Ярославской области

Проект «Ликвидации цифрового неравенства»

 

Ростовская область

Rostov_oblast_smallМинистерство информационных технологий и связи Ростовской области

Проект «Создание условий для повышения компьютерной грамотности населения»

 

Нижегородская область

Nizhny_Novgorod_smallМинистерство информационных технологий, связи и средств массовой информации Нижегородской области

Проект «Электронный гражданин Нижегородской области»

 

 

Диплом  «За новаторство, оригинальность и профессионализм реализации»

Оренбургская область

Orenburg_small_SQОтдельным дипломом за новаторство, оригинальность и профессионализм реализации, отмеченный большинством членов жюри, награждается образовательный проект для старшего поколения работников сферы образования Министерства образования Оренбургской области «Основы применения ИКТ в профессиональной деятельности». Проект предусматривает оказание помощи учителям, принадлежащим к группе лиц старшего поколения, по преодолению барьеров в освоении информационных и интернет-технологий, в том числе для получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме.

 

Информация о лучших практиках, победивших в конкурсе, будет направлена в Администрацию Президента Российской Федерации и Правительство Российской Федерации, лучшие проекты будут рекомендованы Министерству труда и занятости, и Министерству образования Российской Федерации в качестве основы для реализации общефедерального проекта по обучению пожилых людей основам информационных технологий.

О конкурсе

Президент России Владимир Путин в одном из майских указов поручил органам власти всех уровней к 2018 году сделать доступным получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме для 70% граждан России.

В то же время треть населения России – люди старше пятидесяти лет, и большинство из них, как утверждают социологи, никогда не пользовались интернетом. Среди пожилых россиян (60 лет и старше) только 23% хотя бы раз заходили во всемирную сеть.

По данным исследования общественного мнения по развитию в России электронного правительства, проведенного ВЦИОМ вместе с Экспертным центром электронного государства, почти половина россиян старшего возраста, не использующих современные технологии, в качестве основных причин называют их недоступность, непривычность и сложность.

Одна из главных задач, которые необходимо решить для достижения этой цели – создать условия для обучения людей компьютерной грамотности.

На сегодняшний день такая работа уже проводится в большинстве регионов России. Чтобы обобщить накопленный опыт и распространить информацию о лучших практиках в этой области Экспертный центр электронного государства провел конкурс региональных образовательных практик «Информационные технологии для старшего поколения».

В конкурсе приняли участие органы исполнительной власти субъектов федерации, реализующие социальные проекты по поддержке и обучению старшего поколения использованию информационных технологий и сети интернет в повседневной жизни.

 

СМИ о конкурсе

Интернет-уроки для брянских пенсионеров названы одними из лучших в стране

Брянские компьютерные курсы для пенсионеров получили признание по всей стране

Компьютерной грамотности лучше всего обучают в Югре

Объявлены итоги всероссийского конкурса региональных образовательных программ «Информационные технологии для старшего поколения»

ТАСС-Телеком | Подведены итоги всероссийского конкурса региональных образовательных программ «Информационные технологии для старшего поколения»

Программа «Расширяя горизонты» признана одной из лучших в России

«Электронный гражданин» Югры – лучший проект в России

Проект Департамента информатизации и связи Ярославской области стал победителем всероссийского конкурса

«Расширяя горизонты» стала одной из лучших программ России

Информационные технологии для старшего поколения

По итогам всероссийского конкурса региональных образовательных практик победителем в номинации «Лучшая организация обучения» признана заявка Челябинской области

Ярославский проект по обучению пенсионеров работе с компьютером стал лучшим в России

Астраханский проект «Все в сеть!» — лучший в России

«Электронный гражданин» Югры не единственный лидер на всероссийском конкурсе

Ярославская программа ликвидации цифрового неравенства признана лучшей в России

Ярославский проект по ликвидации цифрового неравенства победил на Всероссийском конкурсе

«Горизонты» всероссийского признания

Нижегородский проект «Электронный гражданин» победил во Всероссийском конкурсе

Курсы компьютерной грамотности на Смоленщине – лучшие в России

Отличная практика. 18 тысяч пожилых югорчан освоили программу «Электронный гражданин»

Смоленщина победила во всероссийском конкурсе

Программа «Электронный гражданин» стала победителем конкурса региональных образовательных практик «Информационные технологии для старшего поколения» в номинации «Лучшая организация обучения»

19.09.2013

Этап подведения итогов всероссийского конкурса региональных образовательных практик «Информационные технологии для старшего поколения» завершен. Конкурс программ, направленных на обучение лиц старшего возраста навыкам работы с информационными и интернет технологиями, проводился Экспертным центром электронного государства в августе-сентябре текущего года.

На участие в конкурсе было подано 48 заявок от 41 региона. Оценка конкурсных заявок проводилась 10 независимыми экспертами — представителями федеральных органов власти, высших учебных заведений, общественных организаций и собственно пожилыми людьми, для которых и разрабатывались программы, представленные на конкурс.

Заявки оценивались экспертным жюри согласно положению о конкурсе, предусматривающему такие критерии, как качество методических и учебных материалов, содержание программ, степень организационной проработки, территориальный охват и вовлеченность слушателей, качество подготовки преподавателей и общая результативность реализации.

Результаты — здесь.

 

Уважаемые коллеги!

Спасибо за участие в конкурсе!

Жюри конкурса начало свою работу. В связи с большим количеством заявок срок подведения итогов переносится на 12 сентября.

Прием заявок на участие в конкурсе завершен.

По состоянию на 26.08.2013 поступило 48 заявок от следующих субъектов Российской Федерации:

Алтайский край
Архангельская область
Астраханская область
Амурская область
Брянская область
Вологодская область
Иркутская область
Калининградская область
Кировская область
Костромская область
Красноярский край
Курганская область
Курская область
Московская область
Нижегородская область
Оренбургская область
Республика Башкортостан
Республика Бурятия
Республика Коми
Республика Марий Эл
Республика Мордовия
Республика Саха (Якутия)
Республика Тыва
Ростовская область
Рязанская область
Самарская область
Санкт-Петербург
Сахалинская область
Свердловская область
Смоленская область
Ставропольский край
Тульская область
Тюменская область
Ульяновская область
Хабаровский край
Ханты-мансийский АО
Челябинская область
Чеченская республика
Чувашская республика
Ямало-Ненецкий автономный округ
Ярославская область.

Информация о конкурсе

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», к 2018 году доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме должна достигнуть 70%.

Согласно результатам всероссийского социологического опроса «Общественное мнение о развитии механизмов электронного правительства и электронной демократии» к сервисам электронного правительства в течение последнего года обращались 49% россиян, из них доля лиц пожилого возраста (60 и старше) составляет всего 23%.  В этой же возрастной группе никогда не пользовались интернетом 67% опрошенных.

Почти половина лиц пожилого возраста, не использующих современные технологии взаимодействия государства и общества, в качестве основных причин отметили недоступность, непривычность и сложность в их использовании и понимании.

В то же время, согласно данных Росстата, доля населения России старше 50 лет составляет более 30%.

Таким образом, повышение компьютерной грамотности граждан пожилого возраста является важным инструментом для достижения целого ряда социальных и экономических показателей, утвержденных Президентом Российской Федерации.

В частности, обучение лиц пожилого возраста использованию информационных технологий призвано обеспечить:

  • снижение социальной напряженности за счет более широкого информирования о деятельности органов власти и местного самоуправления;
  • социализацию и повышение активности лиц пожилого возраста;
  • предоставление людям пожилого возраста эффективных и удобных способов взаимодействия с органами власти и местного самоуправления и иными организациями, в том числе в сферах здравоохранения, социальной защиты и т.д.;
  • сокращение социального и информационного неравенства между различными возрастными группами.

Общие положения
Цель Конкурса – выявление и продвижение лучших региональных практик по обучению лиц старшего возраста основам работы с информационными и интернет ресурсами. Преодоление информационного расслоения общества, путем вовлечения большего числа заинтересованных сторон в процесс реализации социальных проектов.

Задачи Конкурса
Систематизация имеющегося опыта реализации региональных проектов с сфере обучения информационным технологиям и поддержки лиц старшего возраста;
Мотивация реализации в регионах новых инновационных практик в обучении и работе с лицами старшего возраста.
Выявление и поддержка лучших образовательных практик в сфере обучения информационным технологиям и поддержки лиц старшего возраста

Участники конкурса
В конкурсе принимают участие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, реализующие социальные проекты по на поддержке и обучению старшего поколения использованию информационных технологий и сети интернет в повседневной жизни.

Оформление заявки на участие
Заявка на участие в конкурсе состоит из формы, заполненной согласно требованиям Приложения 1, и методических и учебных материалов, используемых при реализации региональных образовательных практик.  Заявка на участие в конкурсе оформляется в виде архива с названием региона и направляется в электронном виде на электронный адрес конкурса с официального электронного адреса организации — участника конкурса.
Этапы проведения конкурса
Конкурс проходит в 2 этапа.

На первом этапе с 12 по 25 августа 2013 года осуществляется прием заявок с прилагаемыми материалами на электронный адрес конкурса konkurs@d-russia.ru.

На втором этапе с 26 по 31 августа 2013 года проводится анализ и оценка присланных заявок и материалов.

2 сентября 2013 года подводятся итоги конкурса, которые будут опубликованы на сайте Экспертного центра электронного государства d-russia.ru.

Положение о конкурсе

Форма заявки (MS Word)

Форма заявки (PDF)