Как контролировать и мотивировать удаленных работников

В среду в Москве состоялась презентация результатов исследования российского рынка удаленной работы, проведенного аналитическим агентством J’son & Partners Consulting совместно с сервисом «Битрикс24».

С докладами выступили основатель сервиса «Битрикс24» Сергей Рыжиков, генеральный директор J’son & Partners Consulting Светлана Водянова, директор по корпоративным продажам Samsung Андрей Тихонов, эксперт отдела специальных проектов бизнес-рынка МТС Артем Филипповский, директор по корпоративным отношениям BDO Unicon Outsourcing Лидия Снарская.

Основные данные исследования гласят, что на настоящий момент доля дистанционных работников в России не превышает 1% от общего количества рабочих мест (всего 600 тысяч из 68 миллионов экономически активных россиян). В США, к примеру, доля удаленных работников составляет 34-36%, по данным McKinsey. При этом совокупный экономический эффект от дистанционной работы в масштабах России уже составляет около 94 миллиардов рублей в год, подсчитали специалисты. Больше чем у половины опрошенных компаний удаленными сотрудниками оказались программисты — 51%, затем сотрудники служб поддержки клиентов (38%), дизайнеры (27%), аналитики (15%) и сотрудники финансового департамента (15%).

Слайд из презентации Сергея Рыжикова: доля компаний, имеющих удаленных сотрудников
Слайд из презентации Сергея Рыжикова: доля компаний, имеющих удаленных сотрудников

Эксперты ожидают роста дистанционной занятости в России, в том числе благодаря распространению широкополосного Интернета в регионах страны.

Судя по вопросам, которые поднимали участники мероприятия, компании интересуются такими сопутствующими проблемами, как контроль за удаленными сотрудниками, их мотивацией и KPI, вовлеченностью в коллектив. Докладчики делились своим опытом и мнением на этот счёт.

Сергей Рыжиков и генеральный директор J’son & Partners Consulting Светлана Водянова, ссылаясь на данные опроса, говорили, что руководители не желают тотального контроля над удаленными сотрудниками. По данным исследования, 79% опрошенных не контролируют работу сотрудников, даже когда есть соответствующая техническая возможность. Опрошенные руководители считают, что им достаточно инструментов для постановки задач и контроля сроков – 54% опрошенных используют такие инструменты.

По словам Рыжикова, в «1С-Битрикс» задумывались о том, чтобы разработать систему контроля за дистанционными сотрудниками, но отказались от идеи после опроса руководителей компаний.

DSC04803

Как рассказал представитель МТС Артем Филипповский, по их данным, крупные компании действительно хотят знать больше, чем занят их дистанционный работник. По его словам, у МТС есть свои наработки, позволяющие компаниям узнать о занятости своих «мобильных» работников, их перемещениях, о том, как они работают с файлами и документами, какие сайты посещают и пр. Однако такие параметры, как, например, сколько времени уделяется именно работе, а не личным делам, контролировать проблематично, сказал Филипповский.

Кроме того, участники подняли вопрос, как вовлечь удаленного работника в коллектив и в решение общих задач, повысить его мотивацию.

Лидия Снарская из BDO Unicon Outsourcing поделилась опытом своей компании, где из 400 российских работников больше 30 разбросаны по семи российских городам (в основном это молодые мамы и IT-специалисты).

Во-первых, она рекомендовала сначала практиковать работу сотрудника в офисе, а уже затем переводить его на удаленку. Таким образом можно обеспечить более безболезненное вливание сотрудника в коллектив.

Для атмосферы вовлеченности ее компания практикует регулярные общие встречи (раз в неделю или хотя бы раз в месяц), видеоконференции, общие командировки, обеды и т.д.

Для руководителей она рекомендует постоянную обратную связь, так как удаленному сотруднику сложнее понять, довольны ли им, куда ему развиваться и т.д., и от этого он может чувствовать себя некомфортно. Кроме того, руководитель постоянно должен быть на связи, недопустимы ситуации, когда на звонок или письмо он отвечает больше суток. То есть, по ее словам, должен работать принцип «мафия никогда не спит».

Водянова считает, что полный переход на удаленную работу все же невозможен в ее компании. По мнению Водяновой, для драйва необходимо встречаться хотя бы раз в неделю и общаться вербально.

DSC04802

При этом Рыжиков высказался, что видеоконференцсвязь, соцсети в большинстве случаев могут заменить живое общение, но полностью его не заменят. Хотя, по его мнению, виртуальный формат иногда может быть даже реалистичнее.

Снарская также дала несколько советов для руководителей о подготовке трудового договора с дистанционным работником, где должен быть прописан график труда и отдыха, порекомендовала убедиться, что работник – налоговый резидент РФ (то есть более 183 дней в году проводит в России), иначе работодателю может грозить более высокий налог, а также посоветовала оговорить условия расставания заранее, так как уволить удаленного сотрудника по таким поводам, как прогулы и опоздания, сложнее. Кроме того, она, сославшись на законодательство, сказала, что работодатель не обязан предоставлять дистанционному работнику рабочее место, но обязан выдавать средства производства.

Чтобы не пропустить самое интересное, читайте нас в Телеграм

Поделиться: