Об авторе: Игорь Синяев, старший методист государственного казённого учреждения социального обслуживания населения Свердловской области «Организационно-методический центр социальной помощи».
В последнее время устойчиво складываются тенденции по расширению привлечения негосударственных поставщиков к оказанию социальных услуг.
На сегодняшний день в Свердловской области социальные услуги оказывает более 140 государственных поставщиков социальных услуг (бюджетные, автономные и казенные государственные учреждения региона) и более 40 негосударственных поставщиков (некоммерческие и коммерческие учреждения, индивидуальные предприниматели).
Министерством социальной политики Свердловской области на основе анализа фактических показателей эффективности сети поставщиков социальных услуг разработана перспективная оптимальная модель социального обслуживания в регионе до 2035 года, которая стала составной частью Стратегии развития социальной защиты населения Свердловской области на период до 2035 года, утвержденной постановлением правительства области от 7.11.2019 № 764-ПП.
Указанным документом предусматривается рост удельного веса негосударственных организаций от общего количества организаций, оказывающих социальные услуги, всех форм собственности. Этот показатель должен составить 17% в 2020 году, 31% — к 2024 году и 70% — к 2035 году.
Несмотря на заявленные равные условия допуска государственных и негосударственных поставщиков, существуют все-таки некоторые неравенства – финансирование государственных поставщиков осуществляется в основном на основании государственного задания, негосударственных — на основании субсидий. Кроме того, государственные поставщики получают еще дополнительные субсидии на иные цели, такие как капитальные ремонты, приобретение автотранспорта, устранение замечаний по предписаниям надзорных органов и т.д., чего лишены негосударственные поставщики. Существуют определенные проблемы с выделением субсидий негосударственным поставщикам, как по объемам предоставляемых субсидий, так и по порядку их предоставления, которые выражаются в предъявлении претензий надзорных органов при различных проверках.
В то же самое время в стране разворачиваются процессы цифровой трансформации во всех сферах экономики, как в государственном, так и в негосударственном секторе.
Каким же образом цифровая трансформация может помочь созданию действительно конкурентного рынка социальных услуг и устранению указанных выше недостатков?
Если проанализировать существующую нормативную базу и уровень развития информационных технологий в социальной сфере в Свердловской области, то мы увидим, что практически все предпосылки для коренных подвижек в сфере оказания социальных услуг с помощью механизмов цифровой трансформации уже имеются.
Федеральным законом от 25.12.2012 № 258-ФЗ в федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» внесены положения о социальном контракте. В частности, определены категории граждан, которым социальная помощь может быть оказана на основании социального контракта, обязательные требования к составу социального контракта, перечисляются требования к мероприятиям социального контракта.
Начнем с последнего – мероприятия.
«Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»
Статья 8.1. Государственная социальная помощь на основании социального контракта
3. …. К таким мероприятиям, в частности, относятся:
5) осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации».
Т.е. социальные услуги полностью вполне могут оказываться на основании социального контракта.
Анализируем дальше.
«Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»
Статья 8.1. Государственная социальная помощь на основании социального контракта
2. В социальном контракте должны быть установлены:
1) предмет социального контракта;
2) права и обязанности граждан и органа социальной защиты населения при оказании государственной социальной помощи;
3) виды и размер государственной социальной помощи;
4) порядок оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта;
5) срок действия социального контракта;
6) порядок изменения и основания прекращения социального контракта.
3. К социальному контракту прилагается программа социальной адаптации, которой предусматриваются обязательные для реализации получателями государственной социальной помощи мероприятия. ….»
Фактически все перечисленное выше дублирует положения федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» в части требований к индивидуальной программе предоставления социальных услуг (далее ИППСУ).
Т.е. мы практически уже имеем основу социального контракта, т.к. социальные услуги (кроме срочных) оказываются только на основании ИППСУ.
Что касается категории граждан, которым социальная помощь оказывается на основании социального контракта, то практически все они получают социальные услуги с полной компенсацией стоимости услуг из бюджета.
Именно за бюджетные деньги и разворачивается основная конкуренция при оказании социальных услуг между государственными и негосударственными поставщиками.
Каким же образом можно обеспечить равный доступ негосударственных и государственных поставщиков к бюджетному финансированию, направленному на компенсацию затрат на оказание социальных услуг?
В Свердловской области (как в ряде других субъектов РФ) сложилась ситуация, когда имеется и социальная карта, и инфраструктура, ее обслуживающая.
С её помощью достаточно просто реализовать расчет за оказанные социальные услуги.
Если упрощенно сформулировать порядок расчетов с помощью социальной карты, то он может выглядеть следующим образом. В банке (держателе/партнере социальной карты) открывается кредитная линия, куда поступают и периодически пополняются средства, направляемые на компенсацию оказания социальных услуг из бюджета. Каждому получателю социальных услуг на основании утвержденной ему ИППСУ и нормативов на оказание услуг открывается соответствующий лимит, который может быть потрачен только на оказание социальных услуг, определенных в его ИППСУ, и средства могут быть перечислены только поставщикам социальных услуг, которые входят в реестр поставщиков социальных услуг, и в реестре указано, что поставщик имеет право оказывать эти услуги.
Что это даст?
Во-первых, получатель социальных услуг может сам выбирать поставщика социальных услуг на основании рейтингов поставщиков и его личных предпочтений. Т.е. получатель услуг будет голосовать «своим» (выделенным ему из бюджета) рублем. Государственные и негосударственные поставщики ставятся в равные условия и попадают в вынужденную ситуацию борьбы за клиента.
Во-вторых, как и положено при цифровой трансформации, сокращаются транзакционные издержки на перечисление бюджетных средств.
В-третьих, упрощаются механизмы распределения бюджетных средств среди как государственных, так и негосударственных поставщиков. В перспективе это позволит вообще отказаться от государственного задания и распределения субсидий среди негосударственных поставщиков.
Что для этого необходимо сделать?
- Оценить цифровую зрелость социальной сферы для перехода к такой цифровой трансформации. Завершить незавершенные процессы автоматизации социальной сферы – тут есть еще над чем работать.
- Разработать стратегию цифровой трансформации социальной сферы, учитывая все процессы, происходящие в этом направлении в стране. В частности, учитывать развитие федерального проекта «Социальное казначейство» и др. федеральные проекты.
- Определиться с этапами и финансированием предстоящих мероприятий, а также продумать все последствия, вызываемые такой трансформацией, оценить риски и возможные пути их нивелирования. Также следует подобрать соответствующую команду квалифицированных и дорогостоящих профессионалов и создать из них структуру, которая гарантированно позволит реализовать такой сложный проект.
- Доработать нормативную базу на уровне субъекта, необходимую для реализации такой трансформации. Достаточно сложным в свете предлагаемых изменений и решений будет утверждение нормативов на оказание социальных услуг. Мне известно, что в Свердловской области уже дважды проводились такие работы. Причем в первый раз я даже участвовал в этом процессе при выполнении НИР. Во второй раз просто отказался, т.к. вместо обоснованных нормативов все в конечном итоге скатывается как всегда к системе «от достигнутого».
- Ну и самое простое во всем этом – разработать соответствующее программное обеспечение и определиться с ресурсами, необходимыми для его функционирования и сопровождения.
Действительно, у Свердловской области есть уникальнейший шанс стать пионером в области цифровой трансформации оказания социальных услуг. Но это и определенный вызов, требующий определенной решимости, заинтересованности лиц, принимающих решения, оперативности принятия ими этих решений, готовности идти на определенные риски. Я думаю, ближайшее будущее покажет, примет ли Свердловская область такой вызов. Если нет, то ничего другого не останется, как идти в хвосте процессов, происходящих в стране. Хотим мы этого или нет, но цифровая трансформация все равно рано или поздно войдет и в эту сферу – сферу оказания социальных услуг.