Кафедры или образовательные программы?

Об авторе: Анатолий Шалыто, профессор, д.т.н., Университет ИТМО.

Сегодня «индивидуальные образовательные траектории» на марше. О том, что может получиться при их применении в IT-образовании, а особенно при обучении математике, написано здесь: «Кое-что об образовании». И ещё. Андрей Владимирович Иванов из JetBrains в одном из своих выступлений, с одной стороны, призывал к формированию для студентов индивидуальных образовательных программ, а с другой – говорил, что многие из них могут понять, чем хотят заниматься, только после завершения обучения…

В этой ситуации, по моему мнению, классное образование (любое другое можно строить как угодно) должно быть основано не на том, что студенту «подсказывает сердце» или родительский кошелёк, а на «мозгодробительных» технологиях, как это было, например, при создании МФТИ.

А там, где имеются «образовательные траектории», тут же часто вместо кафедр появляются «образовательные программы». Например, в статье, посвящённой столетию со дня рождения Льва Моисеевича Гольденберга (профессора Института связи им. М. А. Бонч-Бруевича), приведена фотография, иллюстрирующая уже забытое в некоторых местах понятие «кафедра» – коллектив единомышленников. На фотографии порядка сорока зрелых людей, которые по крайней мере раз в месяц собирались вместе. Кроме того, приглашались, и они всегда приходили, совместители, которые из-за этого не могли сильно отдалиться от коллектива постоянно работающих на кафедре сотрудников.

Кафедры или образовательные программы?Сегодня более моден термин «образовательная программа», на которую преподавателей (откуда Бог пошлет) набирает её руководитель. Отмечу, что проведение заседаний специалистов, реализующих образовательную программу, не типичны. При этом непонятно, что мешает кафедре реализовывать образовательные программы, как это всегда было раньше.

Я пришел к выводу, что «кафедра» и «образовательная программа» имеют те же отличия, что традиционный для России репертуарный театр по сравнению с антрепризой (чёсом, или халтурой – в российской терминологии), характерной для Запада. Необходимо отметить также, что театр обычно существует долго, а антреприза – как получится…

При этом, например, Константин Райкин считает, что репертуарный театр – это огромное достижение и достояние страны в части развития культуры, мышления и языка, в то время как многие сегодня такой театр называют нелепостью… Хочется написать, что время рассудит, но этого может и не произойти, если победят противники театра, так как он, в отличие от антрепризы, без материальной поддержки со стороны (государства или меценатов) обычно не выживает…

Автор известных учебников по теории вероятностей и исследованию операций Елена Сергеевна Вентцель под псевдонимом И. Грекова (от «игрек», Y) писала и прозу. В 1978 году она опубликовала повесть «Кафедра» – видимо, потому, что тогда образовательные программы не заменяли кафедры. Эта повесть переиздается и теперь. Возможно, многие, кто обучается сейчас в некоторых вузах, не могут понять, о чём речь – ведь у них кафедр уже нет.

Можно предположить, что взгляды Вентцель на организацию образовательного процесса безнадежно устарели, но вот незадача: в 2021 году Netflix выпускает первый сезон сериала с названием… «Кафедра». Оказывается, что и хвалёным американским сценаристам не хватает воображения – они же могли написать сценарий с увлекательным названием «Образовательная программа». Интересно, получился бы по этому сценарию еще и увлекательный фильм? Мне почему-то кажется, что нет, так как взаимоотношение людей на кафедре зрителям сериала пока ещё интереснее взаимоотношения предметов в образовательной программе. Но, возможно, мультипликация на эту тему у Pixar могла получиться не хуже «Истории игрушек». Вам смешно? Мне тоже, но почему-то не очень.

В книге «Полвека в ногу со временем. К юбилею кафедры «Вычислительная техника» Ульяновского ГТУ (1969-2019)» есть такие слова: «Замечательную роль в становлении коллектива кафедры сыграл … Его доброжелательность к коллегам, умение радоваться успехам других, готовность в любое время помочь, интеллигентность, высокая внутренняя культура мобилизовывали молодёжь. В дальнейшем, когда произошла смена поколений и пришли новые талантливые и профессиональные сотрудники, кафедра сохранила тот же стиль отношений». Мне кажется, что эти слова будут звучать очень странно при замене слова «кафедра» на словосочетание «образовательная программа».

Ещё одна проблема, возникающая из-за отказа от кафедр, состоит в том, что молодой человек, имеющий высокий балл по ЕГЭ, не может по названиям образовательных программ понять, куда ему пойти учиться, так как в хорошем университете может быть пять и более программ, в названиях которых, например, используется слово «программирование». Один из читателей написал: «Что уж говорить про слова «технологии» и «управление». Я ответил: «Ничего не говорить, а вернуть кафедры, на которых, как и ранее, будут реализовываться образовательные программы, тем более, что кафедры бывают легендарными, а образовательные программы – нет».

Наши проблемы с кафедрами ещё далеки от того, с чем в ближайшее время, по мнению одной моей старинной знакомой, может столкнуться образование в США: «Я не могу представить университет без кафедр, но от наших «новых» веяний ты бы точно упал со стула – хотят запретить оценки в не только в школах, но и выше, а также уронить уровень преподавания точных наук ниже плинтуса – и всё это чтоб не огорчать «непривилегированные расы».

У нас всё обстоит значительно лучше. Пока в некоторых вузах запрещают не все оценки, а только двойки, и то не на почве расизма, а по экономическим соображениям, так как при отчислении студентов пропорционально сокращается связанное с ними бюджетное финансирование.

На этой «оптимистической» ноте я заканчиваю.

Следите за нашим Телеграм-каналом, чтобы не пропускать самое важное!

Поделиться:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь