Всероссийский форум «Взгляд в цифровое будущее» начался в четверг в Сочи с пленарной сессии, название которой совпало с названием всего мероприятия. Задним умом понятно, что назвать надо было иначе, см. наш заголовок.
О регионах говорили все, кроме представителей самих регионов, которым слова не давали.
Елена Кузнецова из McKinsey, модератор, после слов о цифровых супердостижениях Москвы увидела российскую проблему: неравномерность регионального цифрового развития (да если бы только цифрового, добавит всякий, кто кроме столиц бывает в, вот ведь странный термин, «глубинке»).
Заместитель профильного министра Максим Паршин совершил акт ритуальной пропаганды государственных «суперсервисов». Таковых, как известно, существует ровно 25 (включая выдачу цифровых охотничьих билетов). Состав суперсервисов, сказал Паршин, выработан совместно с Максутом Шадаевым, т.е. с «Ростелекомом». После этого официальный представитель Минкомсвязи заявил о готовности софинансировать разработку суперсервисов вместе с регионами (и федеральными ведомствами), но подробностей о софинансировании не сообщил.

Андрей Чибис (Минстрой, заместитель министра; говорил об умных городах) выступил ярко. Главное, чтобы город был умён – в такой приедут и из такого не уедут, ни в Москву, ни за границу. Это дороже денег, которых для хорошей жизни много не нужно, поскольку выбор между деньгами и комфортом среды многие делают не в пользу денег, сказал замминистра. Сказал также, что целых 20% россиян уже работают дистанционно. Из интересного в связи со смартсити было вот что: в неназванной китайской провинции 4,5 миллиона граждан обходятся шестью полицейскими на 10 тысяч граждан (в России 56) благодаря камерам наружного наблюдения с системой распознавания лиц – в реальном времени, на оборудовании Huawei, как можно было понять из контекста, а вот весь софт системы распознавания разработан российской компанией – «Центром речевых технологий», пояснил потом Чибис корреспонденту D-Russia.ru.

Денег на такое опять-таки много не надо, средства у регионов для этого найдутся, если подойти к делу с умом – в «Цифровой экономике» на направление «смартсити» предусмотрены 268 миллиардов. Давать из этих миллиардов больше надо тем регионам, которые «занимаются цифровизацией городского хозяйства». Деньги, если говорить о федеральном софинансировании, будут распределяться между регионами на конкурсах в зависимости от значения специального индекса «IQ городов». Также Чибис заявил, что регионы, пренебрегающие развитием «умных городов», есть «регионы-лузеры» (имея в виду, очевидно, инвестиционную привлекательность, цены на недвижимость и пр. монетизируемые следствия внедрения технологий смартсити). На вопрос корреспондента D-Russia.ru о том, как достигнутое в регионе значение названного индекса скажется на возможности получить федеральное софинансирование, Чибис ответил: «Будет учитываться динамика цифрового развития», и пояснить, что именно имеется в виду, отказался.
«Ростелеком» представлял первый вице-президент Владимир Кириенко. Он говорил об «уникальности момента» [для развития цифровой экономики] – сегодня есть финансирование, есть время, «и главное – поддержка руководства страны», такое сочетание – мечта для IT-инженера. Говорил об ответственности принимаемых сейчас архитектурных решений и важности единых стандартов на сквозные технологии (цель состоит в создании в стране «единого IT-ландшафта», примеры элементов такого ландшафта – СМЭВ, биометрическая платформа). Предстоит внедрить новые стандарты качества информационной инфраструктуры, обеспечивающей [обслуживание регионов и прочих государственных заказчиков] по сервисной модели. «Ростелеком» готов инвестировать в создание региональной инфраструктуры: «Заказчик может передать нам заботу о каналах, ЦОД, поддержке, важно только о стандартах партнёрства «договориться на берегу». При этом «Ростелекому» всё равно, есть ли [в настоящий момент] у региона финансирование, «Ростелекому» важна решимость заказчика действовать в соответствии с договорённостями.

Евгений Ковнир, гендиректор АНО «Цифровая экономика», выделил два направления деятельности: подготовка «лидеров цифровой трансформации» (читай: подготовка кадров) и «создание базы лучших региональных кейсов на основе данных». Больше сказать о его выступлении, пожалуй, и нечего.

Начальник управления президента Российской Федерации по развитию информационно-коммуникационных технологий и инфраструктуры связи Андрей Липов говорил об инфраструктуре и безопасности как главных направлениях, в которых государству отводится ключевая роль. «Наша задача – скорость, поскольку мы находимся в весьма конкурентной ситуации. Инфраструктура и безопасность – то, без чего мы провалимся». Липов процитировал президента России, выступившего накануне на заседании совета по стратегическому развитию и нацпроектам: «Успех национальных проектов и программ в значительной степени зависит от эффективной работы регионов – именно региональным управленческим командам предстоит сыграть главную роль в решении конкретных, практических задач». Сейчас пройдена только первая часть подготовки программы «Цифровая экономика», а полностью её нужно дополнить региональными проектами (разработать) до конца года, это диктуется и сроками подготовки бюджета. Регионы должны определиться с участием в программе, с тем, какие её части они готовы выполнить сами, [а в каких – использовать внешние сервисы и тиражируемые решения]. Обязательно участие в этой работе госкомпаний, в т.ч. «Ростелекома».
«Безопасность» здесь следует понимать не в узком смысле, как безопасность лишь информационную. Национальная киберстратегия США утверждает, что препятствия трансграничному движению данных, которые другие страны вводят для собственной безопасности, угрожают развитию американской экономики. Тут Липов повторил сказанное ранее про «весьма конкурентную ситуацию», имея в виду конкуренцию России с другим государством, и добавил, что «цифровизация должна идти на пользу российской экономики, а не глобальных конкурентов».
Реагируя на слова Чибиса о «регионах-лузерах», Липов заявил, что рынок [IT-сервисов и решений, предлагаемых регионам], «должен быть рынком не продавцов, а покупателей». Регионы должны покупать то, что действительно нужно людям.

В беседе с корреспондентом D-Russia.ru представитель администрации президента признал, однако: «Но и успешная практика не за всеми регионами, у них [зачастую] мало возможностей. Но жители одного региона не должны чувствовать себя ущербнее другого, мы единая страна. Поэтому регионам отводится время на достижение определённых показателей – хотят, могут делать сами в соответствии с требованиями и стандартами, нет – могут взять готовое. Плюс открывшиеся возможности ГЧП и концессий дают больше возможностей эффективного расходования бюджетных средств. Но инфраструктура, на которой всё строится, и обеспечение информационной безопасности едины на всех. Поэтому свои системы, если регионы их делают сами, должны и технически, фактически суметь к единому остову присоединить и с ним интегрироваться».
Липов сказал также, что «с учётом поставленных вчера президентом (подробнее см. здесь) задач вывода региональных программ цифровизации на федеральный трек Минкомсвязи придётся уже в ближайшие месяцы столкнуться с региональной действительностью».