Федеральная антимонопольная служба (ФАС) выпустила разъяснения в связи со вступлением в силу с 30 апреля изменений в закон «О рекламе» (№ 124-ФЗ) за исключением отдельных положений.
Статья 3 Федерального закона «О рекламе» дополнена пунктами 13 – 15, содержащими определения понятий «рекламная система», «оператор рекламной системы» и «прогнозные значения объёмов распространения социальной рекламы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
При этом изменения, вносимые Федеральным законом № 124-ФЗ в статьи 10, 33 и 38 Федерального закона «О рекламе», вступают в силу с 1 июля 2021 года. В соответствии с этими нормами заключение возмездных и (или) безвозмездных договоров на распространение социальной рекламы в Интернете осуществляется не только в порядке, установленном Гражданским кодексом РФ, но и с учётом особенностей, определенных непосредственно статьей 10 Федерального закона «О рекламе».
Рекламораспространители, распространяющие в Интернете рекламу на принадлежащих им информационных ресурсах, доступ к которым в течение суток составляет более ста тысяч пользователей, находящихся на территории РФ, обязаны:
направлять оператору социальной рекламы сведения об объёмах, о способах, формах и средствах распространения рекламы на принадлежащих им информационных ресурсах для формирования прогнозных значений объёмов распространения социальной рекламы;
распространять на принадлежащих им информационных ресурсах без взимания платы в пределах объёма, установленного частью 3 данной статьи (5% — ред.), социальную рекламу, предоставляемую для распространения оператором социальной рекламы, на основании договора, заключаемого с оператором социальной рекламы.
Для обеспечения равных условий распространения социальной рекламы в Интернете правительство по представлению Минцифры России определяет некоммерческую организацию, которая осуществляет функции оператора социальной рекламы, а именно: осуществляет анализ информации, размещённой в Интернете, для выявления рекламораспространителей, обязанных предоставлять ему сведения об объёмах, о способах, формах и средствах распространения рекламы на принадлежащих им информационных ресурсах; в случае выявления по результатам анализа информации направляет таким рекламораспространителям уведомление о представлении сведений об объёмах, о способах, формах и средствах распространения рекламы и (или) прогнозных значений объёмов распространения социальной рекламы в Интернете; осуществляет сбор и учёт сведений об объемах, о способах, формах и средствах распространения рекламы в сети Интернет рекламораспространителями, для формирования прогнозных значений объёмов распространения социальной рекламы в Интернете; организует распространение социальной рекламы в Интернете; в порядке, определённом Минцифры России, осуществляет учёт социальной рекламы; размещает на своем сайте ежегодный отчёт о своей деятельности; взаимодействует с рекламодателями, рекламораспространителями, операторами рекламных систем, в том числе в целях заключения договоров на распространение социальной рекламы.
Минцифры России наделяется рядом полномочий, в частности: размещает на своём официальном сайте сведения об операторе социальной рекламы, сведения о выявленных оператором социальной рекламы рекламораспространителях; утверждает требования к сведениям об объёмах, о способах, формах и средствах распространения рекламы и прогнозным значениям объёмов распространения социальной рекламы в Интернете, а также к срокам и порядку их предоставления; создаёт для рассмотрения вопросов, связанных с распространением социальной рекламы, совет по вопросам распространения социальной рекламы и утверждает порядок образования и деятельности такого совета.
ФАС подчеркивает, что с 1 июля устанавливается ответственность рекламораспространителя за нарушение требований.