Еврокомиссия уведомила Amazon о начале второго расследования по подозрению в нарушении правил конкуренции

Во вторник Европейская комиссия сообщила Amazon о предварительном решении признать компанию нарушившей антимонопольные правила Евросоюза на розничном онлайн-рынке.

По мнению ЕК, Amazon систематически использует в собственных интересах данные, принадлежащие не Amazon, а независимым продавцам, которые торгуют на сайте ретейлера. При этом Amazon напрямую конкурирует с независимыми продавцами, данные которых присваивает.

Комиссия также начала второе официальное антимонопольное расследование предполагаемого режима преференций для собственной продукции Amazon и тех продавцов, которые используют услуги доставки Amazon.

«Данные о деятельности сторонних продавцов не должны использоваться в интересах Amazon, когда она выступает в качестве конкурента этих продавцов. Условия конкуренции на платформе Amazon также должны быть справедливыми. …Поскольку электронная коммерция процветает, а Amazon является ведущей платформой электронной коммерции, справедливый и неискаженный доступ к потребителям в Интернете важен для всех продавцов», – прокомментировала еврокомиссар по вопросам конкуренции Маргрете Вестагер (Margrethe Vestager).

Amazon, как сообщает Еврокомиссия, играет двойную роль: она предоставляет независимым продавцам онлайн-сервис, благодаря которому они могут продавать товары напрямую потребителям, и одновременно продает продукты в качестве розничного продавца на той же площадке, конкурируя с этими продавцами.

Плохо забытое старое

Глобальные IT-компании давно прибегают к подобной тактике. Например, Microsoft с прошлого века монополизировала рынок настольных операционных систем, утверждая, что предоставляет разработчикам равные возможности для конкуренции на платформе Windows. Однако сама Microsoft при этом присутствовала практически на всех рынках программных продуктов, от компьютерных игр до ERP-систем. Используя преимущества производителя операционной системы, Microsoft уничтожала конкурентов – например, компанию Netscape, производителя первого массового браузера. Потребовалось проникновение глобальных IT-платформ для онлайн-торговли на традиционные рынки, чтобы регуляторы обратили на это внимание.

Как поставщик услуг торговой площадки, Amazon имеет доступ к коммерческим данным сторонних продавцов. Среди таких данных количество заказанных и отгруженных единиц продукции, доходы продавцов, количество посещений предложений продавцов, данные, касающиеся доставки и пр. Предварительные выводы Еврокомиссии показывают, что большие объемы закрытых данных поступают непосредственно в автоматизированные системы Amazon, которые используют данные для калибровки розничных предложений Amazon и принятия стратегических бизнес-решений в ущерб другим продавцам на рынке. Например, это позволяет Amazon сосредоточить свои предложения на самых продаваемых продуктах по категориям продуктов.

Второе расследование касается практик продвижения товаров на площадке – например, практики «Коробка для покупок» (Buy Box), которая отображается на видном месте на сайтах Amazon и позволяет покупателям добавлять товары от определенного продавца прямо в свои «тележки». Такие продавцы генерируют больше продаж на торговых площадках Amazon.

Комиссия проинформировала Amazon и антимонопольные органы государств-членов Евросоюза о начале второго, углубленного расследования деловой практики Amazon.

Это расследование будет охватывать европейское экономическое пространство, за исключением Италии. В прошлом году итальянское агентство по конкуренции начало частично расследовать аналогичные вопросы. Комиссия продолжит тесное сотрудничество с итальянским антимонопольным ведомством на протяжении всего расследования, сказано в сообщении.

Более подробная информация о расследовании будет доступна на сайте Еврокомиссии.

Еврокомиссия начала проверку возможного антиконкурентного поведения Amazon в сентябре 2018 года. В июле 2019 началось официальное расследование.

В случае, если вина Amazon будет доказана, компании грозит штраф в размере до 10% годового дохода.

Как сказано в сообщении ЕК во вторник, продолжительность антимонопольного расследования зависит от ряда факторов, включая сложность дела, степень, в которой заинтересованные стороны сотрудничают с Комиссией и пр. Юридических сроков для прекращения антимонопольного расследования не существует.

См также: Amazon, Apple, Google и Facebook обладают монопольной властью – расследование Конгресса США >>>