Депутаты хотят приравнять новостные агрегаторы к СМИ

    1335

    Депутаты Алексей Казаков («Справедливая Россия») и Александр Ющенко (КПРФ) внесли в Госдуму поправки к закону «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и к Административному кодексу. Поправки предполагают наделение владельцев новостных агрегаторов обязанностями СМИ и вводят запрет на более чем 20%-ное участие иностранцев в компании.

    Законопроект потенциально затрагивает интересы до 30 крупных компаний: «Яндекс», Mail.Ru, Google, Rambler, «ВКонтакте», «Спутник», Facebook, Twitter и др.

    Агрегатором предлагается считать программу или сайт (веб-страницу), «которые используются для обработки и распространения новостной информации на государственном языке Российской Федерации, государственных языках республик или иных языках народов Российской Федерации, и на которых может размещаться реклама, направленная на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории Российской Федерации, и доступ к которым в течение суток составляет более одного миллиона пользователей сети Интернет».

    Владельцы такого агрегатора, по мнению авторов документа, обязаны проверять достоверность информации (до её распространения); не допускать использование ресурса «в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию и материалов, содержащих нецензурную брань»; соблюдать права и законные интересы граждан и организаций, в том числе честь, достоинство и деловую репутацию граждан, деловую репутацию организаций и пр.

    Также необходимо в течение шести месяцев хранить «распространенную» ресурсом информацию, сведения об источнике её получения, а также сведения о сроках её распространения.

    «Владелец новостного агрегатора несёт ответственность за распространяемую им информацию, в том числе и в случае, если она является дословным воспроизведением сообщений и материалов или их фрагментов, распространенных средством массовой информации», — говорится в законопроекте.

    Все новостные агрегаторы должны быть внесены в очередной вновь создаваемый реестр – и затем подчиняться требованиям регулятора, то есть удалять незаконную информацию, привести свои учредительные документы в соответствие с еще одним дополнением: владельцем «официального» агрегатора не может быть иностранное государство, международная организация и т.д. Доля участия иностранцев не может превышать 20% в уставном капитале владельца агрегатора.

    Читать также: «Александр Жаров рассказал об увеличении нагрузки на Роскомнадзор по ведению реестров» >>

    Если агрегатор не представит документы после включения его в реестр, депутаты предлагают его штрафовать: 400-500 тысяч рублей заплатит физическое лицо, от 800 тысяч до миллиона – должностное, 3-5 миллионов рублей – юридическое.

    Неисполнение владельцем агрегатора требований регулятора по удалению информации с сайта, предлагают депутаты, влечёт наложение административного штрафа: на граждан – от 100 тысяч до 200 тысяч рублей; на должностных лиц – 300-500 тысяч; на юридических лиц – от 800 тысяч до 1 миллиона рублей. При повторном нарушении штрафы увеличиваются.

    [box]Акционерная структура «Яндекса» в отчетности компании раскрыта по состоянию на 14 марта 2015 года. Из нее следует, что основным акционером является руководитель группы компаний «Яндекс» Аркадий Волож, его голосующая доля — 39,81%, экономическая — 10,84%, еще 7% голосов и 4% капитала у сотрудника «Яндекса» Владимира Иванова. У инвестора компании, группы фондов Baring Vostok, которые управляют в том числе пенсионными и университетскими деньгами США, стран Западной Европы и Азии,— 15,55% голосов и 4,69% капитала. Бумаги «Яндекса» принадлежали также Capital Research Global Investors (6,69% капитала), Comgest Global Investors (3,96%), EuroPacific Growth Fund (5,21%). Еще 4,21% голосов и 11,48% в капитале принадлежало американской Oppenheimer Funds, но к концу года она полностью вышла из «Яндекса», сообщал «Интерфакс». В среду котировки «Яндекса» на NASDAQ снизились почти на 1%, до 12,79 доллара за бумагу. Капитализация составила 4 миллиарда долларов.

    На сайте Mail.Ru Group структура акционерного капитала раскрыта по состоянию на 22 апреля 2015 года: 49,8% приходится на держателей глобальных депозитарных расписок, которые торгуются на LSE; 27,6% — у MIH Mail Investment Company BV (принадлежит южноафриканскому медиахолдингу Naspers); 15,2% — у New Media and Technology Investment L.P. и аффилированных с ней структур; 7,4% — у китайской инвесткомпании Tencent. В среду капитализация составляла 4,358 миллиарда долларов.  [/box]

    В пояснительной записке авторы проекта пишут, что «актуальность принятия настоящего законопроекта обусловлена степенью общественной значимости деятельности новостных агрегаторов в сети Интернет в силу значительного охвата аудитории. Принятие данного законопроекта будет способствовать распространению информации в сети Интернет строго в соответствии с законодательством Российской Федерации и противодействию распространения в сети Интернет фальсифицированной информации».

    Напомним, в мае 2014 года еще один депутат — Андрей Луговой (ЛДПР) озаботился вопросом новостных агрегаторов. Он направил в Генпрокуратуру запрос относительно проверки «Яндекса» на принадлежность к СМИ. С его точки зрения, такие крупные интернет-ресурсы оказывают сильное влияние на сознание пользователей, и нужно разобраться, какие обязанности они должны выполнять по закону. Также политик добавил, что поскольку «Яндекс» зарегистрирован в Голландии, то возникает вопрос — куда должен обращаться российский пользователь, если его интересы будут задеты поисковиком?

    В июле Генеральная прокуратура ответила отрицательно на запрос депутата о том, является ли поисковик средством массовой информации.

    Читать также: «СМИ-мимими» >>

    [box]Комментарий Леонида Делицына, аналитика группы компаний ФИНАМ

    Судя по тем заявлениям представителей порталов, которые я видел, сейчас у них на модерацию контента средств нет. «Проверка достоверности», которую обязан проводить агрегатор, не алгоритмизована. Где надо заверять достоверность — у нотариуса? Кроме того, порталы могут опасаться, что конкуренты «подставят» их, вбросив через новостной сайт уязвляющую информацию. Потенциальные штрафы столь велики, что лучше, возможно, пожертвовать агрегацией.

    На месте интернет-индустрии я бы искал заступничества у нового советника президента России. Вряд ли Герман Клименко равнодушен к судьбе своего недавнего детища – MediaMetrics, а ведь этот проект публикует новостные заголовки и вполне подпадает под определение «сайта и (или) страницы сайта в сети «Интернет», которые используются для обработки и распространения новостной информации на государственном языке Российской Федерации».

    Что касается хранения информации в течение шести месяцев, то для крупных порталов тут проблемы никакой нет. Ограничение в 20% для зарубежных владельцев тоже не проблема. [/box]

    Чтобы не пропустить самое интересное, читайте нас в Телеграм

    Поделиться: