Закон N 442-ФЗ “Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации”: стандарты, нормативы, информационные системы

543

С 01.01.2015 г. вступил в силу федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ “Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации“. Законом определяется ряд понятий, таких как социальная услуга, получатель социальных услуг, поставщик социальных услуг, стандарт социальной услуги и др. В том числе законом вводится понятие информационных систем в сфере социального обслуживания. На последнем как раз и хотелось бы остановиться подробнее.

От известных поставщиков решений зачастую можно слышать, что их решение поддерживает положения 442-ФЗ. Давайте попробуем разобраться в степени этой поддержки.

Первое. Указанным законом вводятся понятия реестра поставщиков социальных услуг и регистра получателей социальных услуг, а также определяется их состав. Решение отдельно такой задачи – это курсовая работа для студента.

Второе. Положениями закона определяются требования к информированию получателей социальных услуг в т.ч. и в сети Интернет. На сегодня практически каждое учреждение имеет свой сайт в Интернете, и решение этой задачи также не составляет особого труда.

Эти две задачи лежат на поверхности и решаются достаточно тривиальными способами. Давайте посмотрим, что же действительно надо для того, чтобы эффективно управлять такой чувствительной отраслью, как оказание социальных услуг, хотя бы на уровне субъекта Российской Федерации, и чем в этом могут помочь информационные системы.

Законом фактически определены две составляющие всего процесса оказания социальных услуг – это получатель и поставщик социальной услуги. Остается еще одна составляющая – это технологии социального обслуживания.

Что понимается под технологиями социального обслуживания?

Первое – это уточнение трудной жизненной ситуации конкретного получателя социальных услуг, определение его индивидуальной нуждаемости в услугах и на основании этого составление индивидуальной программы, оказание соответствующих услуг, оценка эффективности реабилитационных мероприятий. Второе – максимальная унификация и информационное сопровождение всего процесса оказания социальных услуг. И над всем этим – агрегация всей информации с целью аналитической обработки для принятия управленческих решений в сфере социального обслуживания населения.

Для решения этих задач указанных ранее информирования, а также ведения реестра поставщиков и регистра получателей социальных услуг явно не достаточно. Нужен целый комплекс программных решений, объединенных в единую систему, которая кроме всего прочего должна грамотно методически сопровождаться оператором информационной системы в сфере социального обслуживания населения.

Чем могут и должны помочь информационные системы при решении поставленных задач?

Наверное, самым краеугольным камнем при оказании социальных услуг является сам перечень социальных услуг и стандарты оказания этих услуг, включая разработку подушевых нормативов социальных услуг. Об этом я писал ранее здесь  и здесь  в привязке к положениям 442-ФЗ, поэтому более подробно на этом останавливаться не буду. Кроме того, привожу ссылки на закон Свердловской области  и утвержденные стандарты социальных услуг Свердловской области.

Из приведенных выше ссылок понятно, что задача разработки стандартов и нормативов социальных услуг достаточно нетривиальна, и информационные системы в сфере социального обслуживания должны это поддерживать, включая процессы корректировки стандартов и нормативов на основании статистики по указанным услугам. А также поддерживать процессы формирования государственного задания как государственным, так и негосударственным учреждениям в сфере социального обслуживания населения.

Информационная система должна также поддерживать процессы определения индивидуальной нуждаемости в услугах и на основании этого – составление индивидуальной программы реабилитации, оценку эффективности реабилитационных мероприятий. Оценка эффективности реабилитационных мероприятий должна строиться в том числе на системе менеджмента качества оказываемых социальных услуг, которая базируется также на информационной системе.

Законом определяется также понятие межведомственного взаимодействия при организации социального обслуживания. Информационная система поддержки такого взаимодействия должна состоять из двух частей: для получения необходимых документов/сведений о получателе услуг, имеющихся у органов государственной власти, взаимодействие через СМЭВ – систему межведомственного электронного взаимодействия, а также межведомственное взаимодействие между организациями, учреждениями, задействованными в процессе оказания социальных услуг в части исполнения мероприятий, определенных в индивидуальной программе реабилитации.

Ну и информационная система должна поддерживать весь процесс оказания социальных услуг в каждом учреждении социального обслуживания с возможностью агрегации информации для дальнейшей аналитической обработки.

Все указное выше поддерживается информационной системой «Социальное обслуживание населения» (ИС СОН) и внедрено(некоторые элементы еще внедряются) в Министерстве социальной политики Свердловской области. Элементы системы также внедряются в Хабаровском крае, Чеченской республике, республике Карачаево-Черкессия.

Более подробно с возможностями системы и решениями можно ознакомиться на сайте системы www.is-son.ru.

Об авторе: Игорь Николаевич Синяев – начальник отдела информационных технологий администрации городского округа «Город Лесной», Свердловская область.