Роструд разрабатывает электронные системы контроля за соблюдением трудового законодательства

311

На состоявшемся 12 сентября очередном заседании подкомиссии по использованию информационных технологий при предоставлении государственных и муниципальных услуг Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества и условий ведения предпринимательской деятельности был представлен проект создания системы электронных сервисов Онлайнинспекция.рф.

Концепция проекта разработана Федеральной службой по труду и занятости совместно с Минтрудом России с целью повышения эффективности контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Концепция рассчитана на 2014 – 2020 годы.

В Концепции описана новая организационная модель деятельности по обеспечению прав работников и интересов работодателей в социально-трудовой сфере. Модель основана на взаимном сотрудничестве между федеральной инспекцией труда, работодателями и работниками, их организациями, при участии субъектов РФ.

В рамках реализации Концепции предполагается создание двух взаимосвязанных информационных систем: «Системы клиентоориентированных электронных сервисов для работников и работодателей» «Онлайнинспекция.РФ» и «Автоматизированной системы управления контрольно-надзорной деятельностью».

Эти системы планируется создать на основе глубокой модернизации эксплуатируемой Рострудом с 2007 года «Автоматизированной информационной системы государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде (АИС ГИТ)».

Первая система включает в себя комплекс сервисов, позволяющих работникам и работодателям получать в доступной форме исчерпывающую информацию о требованиях трудового законодательства и повышать уровень своих правовых знаний; обращаться за разъяснениями о порядке исполнения данных требований, оперативно получать необходимые инструкции и уметь применять нормы трудового права на практике; иметь неограниченный доступ к эффективным инструментам, предназначенным для устранения нарушений, защиты трудовых прав и реализации законных интересов граждан.

С ноября 2013 года на основе действующей системы консультирования, мониторинга и обработки сообщений о нарушениях в сфере трудового законодательства «Онлайнинспекция.РФ» в пилотном режиме осуществляется эксплуатация прототипов ряда из упомянутых сервисов.

Наиболее важные и значимые из них – «Вопросы дежурному инспектору» и «Сообщить о проблеме».

Первый сервис позволяет получать консультации по трудовому законодательству, в том числе применительно к личной ситуации гражданина или организации. Помимо изложенной доступным языком последовательности действий в конкретной ситуации сервис предоставляет полноценное правовое обоснование. Обратившийся получает ответ в течение 3-х рабочих дней, несмотря на то, что законодательно предусмотренная продолжительность рассмотрения обращения составляет 30 суток.

С ноября прошлого года по настоящее время работники и работодатели с помощью этого сервиса уже получили свыше 14 тыс. развернутых консультаций по различным вопросам применения норм трудового законодательства.

Сервис «Сообщить о проблеме» позволяет гражданину не только обратиться в электронном виде в инспекцию с заявлением о нарушении своих трудовых прав, но и отслеживать ход его рассмотрения, получать информацию о проводимых в связи с ними проверочных мероприятиях, принятых мерах инспекторского реагирования. Особую важность имеет также возможность публичного общественного контроля за ходом рассмотрения каждого обращения. С 5 ноября 2013 года по настоящее время с использованием сервиса в Федеральную инспекцию труда обратилось за защитой своих прав более 23 тыс. человек.

Рострудом также начаты работы по созданию сервиса «Электронный инспектор», который предназначен в первую очередь для предоставления работодателю инструментов самостоятельной проверки соблюдения требований действующего трудового законодательства. Уже разработаны модели действий инспектора труда при проведении проверок по 10 пилотным направлениям надзорной деятельности, технологии и алгоритмы которых легли в основу сформированных по указанным направлениям «проверочных листов». Эти элементы сервиса планируется внедрить в IV квартале 2014 года.