Развитие электронного правительства в Узбекистане

Влияние информационных технологий на взаимосвязи людей, на повышение эффективности государственного управления и расширение прав и возможностей для граждан устраняет любые сомнения в важности обеспечения всеобщей доступности этих технологий. При грамотном подходе электронное правительство может стать локомотивом развития общества, делая правительство более эффективным, подотчётным и прозрачным. Это преобразование требует изменений не только на «внешней» части сектора предоставления услуг для населения, но также и в интеграции и реинжиниринга внутриведомственных и межведомственных бизнес-процессов в государственном секторе.

Законодательство в сфере электронного правительства

В течение последних 10 лет правительство Узбекистана провело многочисленные реформы по поэтапному внедрению ИКТ во все сферы и добилось значительного прогресса в продвижении информационных технологий в целях развития и реализации концепции электронного правительства. Было создано и постоянно совершенствуется правовое поле, открывающее возможности для развития ИКТ. Разработаны и реализуются национальные программы. Общая пропускная способность каналов доступа из Узбекистана к внешним интернет-магистралям за последнее десятилетие увеличилось более чем в 500 раз, а количество лицензированных интернет-провайдеров увеличилось с 135 в 2002 году до 626 в 2016 году. Количество пользователей Интернета в стране достигло 15,5 миллионов. В 2005 году создана и с тех пор активно используется национальная инфраструктура электронной цифровой подписи (ЭЦП).

В нашей стране реализация электронного правительства началась в 2004 году, когда была принята концепция развития электронного правительства в Узбекистане.

Развитие сферы связи, информатизации и телекоммуникационных технологий как важного фактора повышения благосостояния народа и экономического роста страны является одним из основных приоритетов государственной политики Узбекистана. Это подтверждено постановлением президента страны от 27 июня 2013 года, утвердившим Комплексную программу развития Национальной информационно-коммуникационной системы Республики Узбекистан на 2013-2020 годы.

Основными целями принятия программы является дальнейшее развитие и широкое внедрение во всех отраслях экономики и сферах жизни современных ИКТ, обеспечение ускоренного развития информационных ресурсов, систем и сетей, а также расширение спектра и улучшения оказываемых интерактивных государственных услуг субъектам предпринимательства и населению.

Эта программа также известна как мастер-план развития э-Правительства. Данным указом также сформирована республиканская комиссия по координации и реализации этой программы; в состав комиссии входят руководители ряда ключевых министерств и ведомств, а также премьер-министр (председатель комиссии). Создан Центр развития системы «Электронное правительство» и Центр обеспечения информационной безопасности.

Республиканская комиссия образована для координации деятельности органов государственного и хозяйственного управления, мониторинга и принятия решений по дальнейшему совершенствованию предоставления интерактивных государственных услуг, оптимизации функциональных и операционных процессов и процедур государственных органов. Цель программы – дальнейшее развитие и широкое внедрение во всех отраслях экономики и сферах жизни страны современных ИКТ, обеспечение ускоренного развития информационных ресурсов, систем и сетей, а также стимулирование расширения спектра и улучшения оказываемых интерактивных государственных услуг субъектам предпринимательства и населению.

Одной из задач Программы было создание Центра развития системы «Электронное правительство» (постановление Кабинета Министров № 250 от 16 сентября 2013 года), основными задачами которого являются:

  • Выработка стратегических направлений дальнейшего развития и совершенствования системы «Электронное правительство», в том числе на основе анализа и исследования мировых тенденций и опыта зарубежных стран.
  • Обеспечение единого технологического подхода в формировании системы «Электронное правительство», предусматривающего согласованный механизм проектирования, разработки и интеграции информационных систем, информационных ресурсов и баз данных, используемых в государственных органах, организацию нормативно-методического обеспечения реализации проектов системы «Электронное правительство».
  • Организация проведения системной реорганизации функциональных и операционных процессов деятельности государственных органов, подготовку предложений по оптимизации, совершенствованию и внедрению инновационных механизмов управления бизнес-процессами, связанных с оказанием государственных услуг.
  • Проведение системного мониторинга, оценки состояния внедрения и развития информационно-коммуникационных технологий, в том числе изучения эффективности внедрения информационных систем и ресурсов, ведения системы рейтинговой оценки эффективности внедрения информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов в рамках системы «Электронное правительство».

Следующим шагом дальнейшего совершенствования системы государственного управления, а также и системы «Электронное правительство» является образование в 2015 году указом президента министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан (УП-4702 от 4 февраля 2015 года).

Электронное правительство: достигнутые результаты

Вторая часть Комплексной программы развития Национальной информационно-коммуникационной системы определяет такие задачи, как обеспечение и улучшение связи граждан с государственными органами в электронной форме, внедрение принципов «единого окна», а также создание комплексов информационных систем и баз данных электронного правительства.

На сегодняшний день созданы и реализованы шесть комплексных информационных систем (КИС):

  • Клиринговая система расчетов оплаты розничных платежей в режиме реального времени с учетом дальнейшей интеграции с биллинг-системами поставщиков услуг.
  • КИС «Харид» для предоставления интерактивных услуг в сфере государственных закупок.
  • КИС «Солик» для предоставления интерактивных услуг в сфере налогообложения.
  • КИС «Лицензия» для предоставления интерактивных услуг в сфере лицензирования и разрешительных процедур.
  • КИС «Божхона» для предоставления интерактивных услуг по таможенному оформлению грузов.
  • КИС «Бюджет» для обеспечения сбора, обработки, систематизации и хранения информации о планировании, ходе исполнения государственного бюджета.

В стадии разработки и внедрения находятся:

  • КИС «Нафака» для предоставления интерактивных услуг в сфере пенсионного обеспечения.
  • КИС «Соғликни сақлаш» для предоставления интерактивных услуг в сфере здравоохранения и дальнейшего развития Национальной интегрированной информационной системы здравоохранения.
  • КИС «Таълим» для предоставления интерактивных услуг в сфере образования.
  • КИС «Коммунал» для предоставления интерактивных услуг в сфере коммунального хозяйства.
  • КИС «Адлия-2» по сбору, обработке, систематизации и хранению информации о деятельности судов, их решениях, исполнении решений судов, а также информации о деятельности нотариата.
  • КИС «Давлат бошкаруви» по обеспечению сводной статистической информацией государственных органов.

Введение в эксплуатацию этих систем позволит создать благоприятные условия для субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства в системе государственных и корпоративных закупок, развить конкуренцию, эффективно использовать финансовые средства путем оптимизации цен на товары (работы, услуги), обеспечить прозрачность в осуществлении государственных и корпоративных заказов.

Схема организации системы «Электронное правительство»

Единый портал интерактивных государственных услуг (my.gov.uz)

В Узбекистане с июля 2013 года функционирует Единый портал интерактивных государственных услуг (ЕПИГУ), который выступает единой точкой доступа к электронным государственным услугам (ЭГУ), предоставляемым госорганами. Он предназначен для создания условий и расширения возможностей заявителей в получении ЭГУ.

Единый портал интерактивных государственных услуг

Доступ заявителей к ЕПИГУ осуществляется посредством Единой системы идентификации в соответствии с порядком, установленным законодательством.

Результат оказания ЭГУ на основе сведений, полученных от госорганов, может быть представлен в форме электронного документа. Сформированные на ЕПИГУ электронные документы хранятся в репозитории электронных документов (РЭД) – информационном ресурсе, обеспечивающем обработку и хранение электронных документов, а также предоставляющем средства проверки подлинности электронного документа, сформированного на ЕПИГУ .

Единый портал интерактивных государственных услуг (my.gov.uz) обеспечивает:

  • 308 электронных услуг, предоставляемых 2437 государственными органами (все госорганы республики, включая подведомственные организации).
  • Отзыв пользователей о качестве услуг, электронное участие.
  • Прозрачность в оказании государственных услуг.
  • Call-центр, консультанты по государственным услугам.
  • Центры «Одно окно» в 194 районах страны.
Государственная услуга

Прежде чем привести список наиболее популярных на сегодняшний день услуг ЕПИГУ, необходимо отметить, что их существует три вида − информационные (офлайн), полуавтоматические и автоматические услуги.

В числе наиболее популярных полуавтоматических услуг, согласно данным Центра развития системы «Электронное правительство» на январь 2017 года, входят следующие:

  • онлайн-подача заявления на регистрацию субъектов предпринимательства без образования юридического лица;
  • постановка граждан на учет в накопительной пенсионной системе;
  • подача электронного заявления для получения разрешения на изменение маршрута движения автотранспортных средств иностранных автоперевозчиков по территории Республики Узбекистан;
  • подача электронного заявление на получение справок об отсутствии (наличии) судимости;
  • подача заявки на получение электронной цифровой подписи.
Виды государственных услуг

Услуги государственного таможенного комитета являются одними из популярных используемых у юридических лиц, это: акт сверки по таможенным платежам, уведомление об обеспечение уплаты таможенных платежей за перемещение иностранных товаров, представление данных по внешнеторговым контрактам в Единую электронную информационную систему внешнеторговых операций (ЕЭИСВО), предварительное электронное информирование органов государственной таможенной службы о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Республики Узбекистан автомобильным транспортом.

По запросам автоматических услуг ответ приходит сразу же. В качестве примера можно привести предоставление информации об ИНН, калькулятор коммунальных услуг или отслеживание регистрируемых почтовых отправлений в режиме онлайн.

Центры «одно окно»

Существует 16 видов услуг, которые оказываются исключительно через Центры «одно окно»:

1.    Подключение субъектов предпринимательства к инженерно-коммуникационным сетям на условиях «под ключ».
2.    Согласование изменения внешнего вида здания и сооружения (ремонт фасада).
3.    Разрешение на перепрофилирование и реконструкцию объекта.
4.    Разрешение на производство строительно-монтажных работ.
5.    Свидетельство о государственной регистрации прав на земельные участки.
6.    Свидетельство о государственной регистрации прав на здания, сооружения и многолетние насаждения.
7.    Государственная регистрация ипотеки и договоров об ипотеке зданий и сооружений юридических лиц.
8.    Разрешительное свидетельство на право осуществления розничной торговли алкогольной продукцией.
9.    Разрешительное свидетельство на право реализации алкогольной продукции организациям общественного питания.
10.    Разрешение на выездную торговлю.
11.    Разрешение на размещение внешней рекламы.
12.    Решение о переводе жилого помещения в категорию не жилого.
13.    Заключение о проведении рекультивации земель, нарушенных при пользовании участком недр.
14.    Разрешение на рубку древесных и кустарниковых насаждений, не входящих в лесной фонд.
15.    Разрешение на специальное водопользование или водопотребление.
16.    Разрешение на специальное пользование объектами растительного мира.

Электронная цифровая подпись

Важную роль во взаимодействии госорганов с пользователями в рамках электронного правительства играют электронные документы – информация, зафиксированная в электронной форме, подтвержденная электронной цифровой подписью и имеющая другие реквизиты электронного документа, позволяющие его идентифицировать. Основным инструментом придания электронным документам юридической силы выступает ЭЦП.

ЭЦП предназначена для определения лица, подписавшего электронный документ, и является аналогом собственноручной подписи в случаях, предусмотренных законодательством. Электронная подпись применяется при совершении гражданско-правовых сделок, оказании государственных услуг, исполнении государственных функций, при совершении иных юридически значимых действий в электронной форме.

Постановлением Кабинета Министров № 190 от 15.07.2015 года установлен порядок, в соответствии с которым выдача сертификата ЭЦП, обеспечивающей свободный доступ ко всем видам услуг, оказываемым органами государственного и хозяйственного управления, органами государственной власти на местах и коммерческими банками, осуществляется центром регистрации ключей ЭЦП – Научно-информационным центром новых технологий при Государственном налоговом комитете Республики Узбекистан (НИЦ ГНК).

В целях обеспечения информационно-технологического взаимодействия ИС госорганов и коммерческих банков, используемых для предоставления услуг, с 1 января 2016 года запущена единая информационная система идентификации пользователей с использованием ЭЦП (ЕСИ), использование которой для граждан бесплатно.

Порядок выдачи ЭЦП

Портал по обсуждению нормативно-правовых актов Республики Узбекистан

С 14 мая 2015 года запущен новый портал СОВАЗ. Данный портал даст больше возможностей как госорганам-разработчикам НПА, так и пользователям портала. При этом для регистрации на портале достаточно учетной записи Единого портала. Портал СОВАЗ доступен по адресу regulation.gov.uz.

Портал коммунального хозяйства и жилищного фонда

Одним из социально ориентированных проектов в сфере информационных технологий стал портал коммунального хозяйства и жилищного фонда E-Kommunal.uz, разработка которого ведется с 2012 года. Портал был создан с целью упрощения обмена информацией между населением, контролирующими органами и товариществами собственников жилья, а также коммунальными службами. Ресурс содержит подробные сведения по вопросам жилищного и коммунального хозяйства, включая законодательство, тарифы, необходимые адреса и контактную информацию.

За прошедшие четыре года появились новые возможности, новые требования к представлению информационных услуг и различных сервисов, в связи с чем портал е-kommunal.uz переработан и обновлен в 2016 году.

Виртуальная приёмная президента Республики Узбекистан

Одним из элементов электронного правительства также является виртуальная приёмная президента Республики Узбекистан, созданная 24 сентября 2016 года в Сети.

Данная виртуальная приемная организована в целях кардинального совершенствования работ по экономическому, социальному, финансовому и юридическому анализу, а также разрешению вопросов, направленных физическими и юридическими лицами ранее премьер-министру, теперь президенту Республики Узбекистан, так как после выборов Президента Республики Узбекистан 4 декабря 2016 г. и победы действующего Премьер-министра PM.gov.uz преобразован в Виртуальную приёмную Президента Республики Узбекистан («PM» — «Prezidentga murojaat», «Обращение Президенту»).

Обращения через сайт стали наиболее популярным способом обращения граждан в госорганы. Через сайт поданы 122 тысячи обращений, 88,7 тысячи — по телефону и 9,7 тысяч — через приёмные Либерально-демократической партии Узбекистана (УзЛиДеП), от которой был выдвинут в президенты избранный глава государства.

Очень важным является факт, что создание виртуальной приемной и электронного правительства в целом вносят вклад в расширение гендерного равенства при получении услуг, а также дают возможность людям с ограниченными возможностями устно обращаться через Call-центр.

Перспективы и планы развития электронного правительства в Узбекистане

Правительство Узбекистана планирует дальнейшее укрепление институциональных механизмов и создание учреждения, у которого были бы компетенции для формирования полноценной структуры электронного правительства и осуществления руководства в ходе его внедрения и дальнейшего развития.

Планы развития виртуальной приёмной правительства включают подключение к сервису региональных и подведомственных подразделений госорганов, а также районных органов прокуратуры.

Необходимо уделить внимание наращиванию потенциала тех сотрудников государственных органов, которые задействованы и ответственны за реализацию мастер-плана развития электронного правительства 2013-2020 гг., а именно совершенствования их знаний, изменения образа мышления, развития в их среде обмена информацией и опытом. Это также может внести позитивный вклад в укрепление межведомственного сотрудничества в ходе внедрения решений системы электронного правительства.

Среди краткосрочных планов:

  • Разработка новой версии ЕПИГУ 2.0 с учетом полноценных электронных услуг и внедрения системы оплаты электронных государственных услуг через портал, интеграция с инфокиосками, а также с транзакционными услугами.
  • Разработка системы государственной регистрации и постановки на учет субъектов предпринимательства. С 1 апреля 2017 года государственная регистрация и постановка на учет субъектов предпринимательства будут осуществляться круглосуточно через автоматизированную систему, интегрированную в Единый портал интерактивных государственных услуг (ЕПИГУ).
  • Запуск комплекса информационных систем «Лицензия» для оказания электронных государственных услуг в области лицензирования и оформления разрешительных документов.
  • Завершение разработки проектно-технических документов комплексов информационных систем «Таълим», «Соғликни сақлаш», «Коммунал», «Давлат бошқаруви», базы данных кадастра и Национальной геоинформационной системы.
  • Создание межведомственной сети передачи данных «Электронного правительства».
  • Интеграция разработанных информационных систем для оказания электронных государственных услуг к межведомственной платформе «Электронного правительства» и Единой системе идентификации пользователей.

Планируется внедрение технологии Mobile ID – системы коммуникации между государственными структурами и гражданами, которая обеспечит безопасность и снизит издержки на администрирование ЭГУ, повысит степень удовлетворенности граждан электронными услугами. Данная технология в сочетании с технологией ЭЦП позволяет рассматривать мобильную платформу (мобильный телефон, смартфон, планшет) как аналог электронного удостоверения граждан, который можно использовать для совершения юридически значимых действий (подписывать контракты, договора, платежные и прочие финансовые документы).

Развитие электронного правительства представляет собой не разовое мероприятие или краткосрочный проект, а долгосрочный эволюционный процесс преобразования правительства с целью предоставления услуг гражданам.

Конечной целью внедрения электронного правительства в Узбекистане является создание совершенного электронного аппарата госуправления, способного значительно улучшить:

  • возможности предоставления интерактивных услуг; подотчетность и прозрачность деятельности органов власти;
  • доступность услуг;
  • информирование и результативное участие граждан в политическом процессе;
  • свободный обмен информацией; оптимизацию предоставления госуслуг населению и бизнесу;
  • поддержку и расширение возможностей самообслуживания граждан при получении государственных услуг (заполнение бланков, заявлений, документов в автоматическом режиме, возможность записи на прием онлайн, справочная информация, описание услуг и способов их оказания);
  • повышение степени участия всех избирателей в процессах руководства и управления страной (электронное участие).

Об авторе: Хабибуллаев Шерзодходжа Хабибуллахужаевич. Директор Центра развития системы «Электронное правительство» при Министерстве по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан.