Секция «Цифровое государственное управление – региональные аспекты» состоялась на минувшей неделе на VII Всероссийском форуме региональной и муниципальной информатизации «ПРОФ-IT.2019».
Модератором секции выступил заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Максим Паршин.
Участники обсудили реализацию проектов по цифровизации госуправления в регионах и возникающие при этом трудности.
Первым выступил директор департамента государственного управления Минэкономразвития России Андрей Матвеенко с презентацией «Государственные услуги нового поколения» — он говорил, в частности об изменениях нормативных правовых актов, которые должны зафиксировать новые принципы оказания госуслуг.
Вице-президент по цифровым платформам «Ростелекома», гендиректор «РТ Лабс» Максут Шадаев рассказал о цифровом профиле гражданина и единой биометрической системе. См презентацию «Электронное правительство — новые сервисы и возможности для регионов».
Начальник департамента цифрового развития Белгородской области Евгений Мирошников сообщил о первых итогах тестирования проекта «Госвеб» в регионе. Белгородская область входит в число шести пилотных субъектов Российской Федерации, где начнётся опытно-промышленная эксплуатация конструктора сайта, разработанного на базе Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций)». Презентацию см. здесь >
Замдиректора департамента информационных технологий и обеспечения проектной деятельности Минтруда России Михаил Аронов рассказал о проекте суперсервисов и «Социальной поддержке онлайн», которая включает проактивное информирование граждан о правах на меры социальной поддержки, централизованный канал приёма вопросов граждан в социальной сфере, быстрое оформление заявления на получение социальной поддержки с помощью единого портала государственных услуг.
Презентация «Цифровая трансформация взаимодействия с гражданами»
Министр госуправления, ИТ и связи Московской области Максим Рымар и замминистра по информатизации, связи и вопросам открытого управления Тульской области Елена Казмерчук остановились на отдельных аспектах реализации суперсервисов в регионах.
Презентации:
Московская область — Центр управления регионом >>
Опыт Тульской области в цифровой трансформации государственных и муниципальных услуг >>
«Продолжением сессии должно стать решение вопросов, которые мы выявили в ходе открытого диалога с регионами и представителями других федеральных органов власти», – отметил по итогам мероприятия Максим Паршин. Эти темы были вынесены на заседание рабочей группы Госсовета по направлению «Коммуникации, связь, цифровая экономика», которое также прошло в рамках форума «ПРОФ-IT.2019».
Итоги сессии подвели на заседании рабочей группы Госсовета Максим Рымар и Максим Паршин (ниже – стенограмма с сокращениями).
Максим Рымар:
На федеральном уровне, по сути, ставят планы большие, и у регионов нет денег для реализации отдельно взятых решений. И получается, если дать деньги регионам, довести до них, то мы опять получаем зоопарк решений, которые между собой не интегрируются, не стыкуются и т.д. Поэтому по результатам сессии мы увидели, что является более правильным решением создать единую федеральную цифровую платформу, в которую могли бы войти лучшие практики и решения. И даже на выставке сегодня и в регионах мы видим, конечно, большое количество решений. Нужно выбрать из них лучшее, интегрировать в федеральную платформу и довести эту историю до регионов. Чтобы они ей пользовались.
Нужно выбрать 100 услуг, например, и привести их к единому стандарту, то, что мы в области делаем. Т.е. создается стандарт, к которому мы стремимся привести все остальные, потому что невозможно сравнивать все регионы, все разные, все услуги разные. Кто-то ушёл недалеко вперед, кто-то еще на начальном этапе развития, поэтому очень важно сделать единый стандарт для всех регионов и под одним стандартом определить кому, что нужно сделать. Таким образом, у нас получится единый стандарт цифрового оказания услуг.
Следующий пункт, который мы зафиксировали, все услуги должны быть на Едином портале государственных услуг, и они должны быть организованы под ключ. Регионы не должны платить за них. То есть, если какой-то регион уже имеет свое решение, и оно позволяет быть интегрированным, то это хорошо, но если регионы, которые на начальном этапе развития, то они должны получить возможность получить единую федеральную платформу для оказания этих услуг по единым стандартам, которые мы должны определить. Очень важно, сегодня было отмечено, что нужно отказаться от бумажных регламентов, потому что ситуация очень быстро меняется и процессы быстро меняются, и поэтому регламенты должны быть в электронных схемах.
Все существующие сервисы в муниципалитетах регионов и МФЦ должны быть проинтегрированы с Единым порталом госуслуг. Для того, чтобы шло обогащение цифрового профиля теми данными и результатами, которые оказываются на региональном, муниципальном уровне и внутри МФЦ. Это как раз и является залогом проактивности оказания услуг и реализации суперсервисов. Заменить ЭЦП на биометрию, как токены. Флэшка-токен действует максимум два года, требует постоянного продления, оплаты. Услугами человек не так часто пользуется, чтобы воспользоваться услугой ему приходится покупать эту флэшку, которой пользуется один-два раза в год. Ну и соответственно дополнительные проблемы. Если мы заменим на биометрию, сделаем цифровую подпись облачной, соответственно, пользоваться услугами можно будет с мобильных устройств. И подпись может храниться в облачном хранилище.
Также должна быть выработана интеллектуальная обработка обращений, ни одна проблема, о которой сообщили жители, граждане, не должна оставаться без внимания. И при этом нужно выработать такую схему отработки этих проблем, чтобы она была наиболее эффективной и занимала как можно меньше времени, требовала как можно меньше неэффективных ресурсов, чтобы проблема быстро решалась.
У некоторых [регионов] мы видим более прогрессивный опыт развития отдельных услуг, чем у федералов. Тут тоже Москва, Татарстан, Московская область. Мы видим, что такие регионы федералы немножко тормозят своей неповоротливостью в части предоставления данных. Андрей Юрьевич [Воробьёв] говорил, что достаточно большая проблематика, связанная с данными из Росреестра, из МВД, ГАИ. Т.е., казалось бы, мы могли бы идти дальше, или регионы могли бы развиваться дальше, но у нас есть проблемы с получением этой информации от федеральных структур, т.е. важно сделать так, чтобы информация, которая хранится в федеральных ведомствах, федеральных структурах, была доступна регионам.
Максим Паршин:
Обращаю внимание на два приоритета у нас, как у администраторов цифрового развития в части цифрового государственного управления.
С одной стороны, мы акцентируем свое внимание и свои усилия на построении единых федеральных платформ, таких как система межведомственного электронного взаимодействия, единая система идентификации, цифровой профиль, биометрическая система, развитие портала госуслуг.
С другой стороны, вторая задача – это выравнивание уровня сервисов, которые может получить гражданин в тех или иных регионах. У нас действительно есть регионы-лидеры, такие как Московская область, но есть и ряд регионов, которые, очевидно, по объективным причинам отстают. Но при этом мы все живем в одной стране и исходим из того, что независимо от того, в каком регионе гражданин живет, предприниматель ведёт свою деятельность, все имеют право и должны иметь возможность получать сервисы высшего уровня. Поэтому мы сейчас с коллегами из регионов отбираем те лучшие региональные решения, которые можно тиражировать на базе единых федеральных платформ и, действительно, сегодня ряд таких решений услышали.
Белгород, 12 сентября 2019 года