Проект плана программы «Цифровая экономика» по направлению «Нормативное регулирование» разрабатывался более чем 400 экспертами, он предусматривает внесение в Госдуму 53 «пакетов законопроектов», сказал председатель правления фонда «Сколково», глава центра компетенций по нормативно-правовому регулированию программы «Цифровая экономика» Игорь Дроздов на пресс-конференции, состоявшейся в ТАСС 27 ноября.
Среди конкретных целей проект плана предусматривает, в частности, «возможность идентифицировать гражданина без паспорта», «дистанционное взаимодействие с судебными органами» вплоть до виртуального присутствия в зале суда, «удобные платные дороги», «доступная дистанционная медицина».
Не забыты криптовалюты. Разработчики проекта плана считают, что ICO (как и краудфандинг) – это «не МММ, а возможность безопасно и недорого привлечь деньги».
Кроме легитимизации криптовалют авторы предлагают определить правовой статус роботов, а также «сферы и пределы применения искусственного интеллекта». В связи с последним разработчиков беспокоит, в частности, такой вопрос: кому будут принадлежать авторские права на «интеллектуальные результаты», полученные роботом?

Проект разработан Центром компетенций по нормативному регулированию, которым выступает фонд «Сколково», и прошел согласование в Минэкономразвития России. Председатель правления фонда Игорь Дроздов отметил, что в рамках работы было обнаружено 250 регуляторных барьеров. «На данный момент в плане содержатся предложения по разработке более 50 пакетов законопроектов, из них 27 предполагается к внесению в 2018 году и 26 — в 2019 году», — отметил он.
Предполагается, что проект будет рассмотрен на заседании подкомиссии по цифровой экономике при правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности, которое состоится 5 декабря.
Документ содержит более 450 позиций (см. в формате .pdf).
Программа «Цифровая экономика РФ» утверждена в конце июля 2017 года.
Программой определены цели, задачи, направления и сроки реализации основных мер государственной политики по созданию необходимых условий для развития в России цифровой экономики, в которой данные в цифровом виде являются ключевым фактором производства во всех сферах социально-экономической деятельности.
Программа определяет пять базовых направлений развития цифровой экономики в России на период до 2024 года:
- нормативное регулирование;
- кадры и образование;
- формирование исследовательских компетенций и технических заделов;
- информационная инфраструктура;
- информационная безопасность.
В дальнейшем программу планируется дополнить отраслевыми проектами. Такие проекты, в соответствии с программой, предусмотрены, в частности, в области здравоохранения, умных городов и государственного управления, включая контрольно-надзорную деятельность.
Для управления развитием цифровой экономики формируется «дорожная карта», которая по основным направлениям включает описание целей, ключевых вех и задач программы, а также сроков их достижения. На базе «дорожной карты» формируется план мероприятий, содержащий описание мероприятий, необходимых для достижения конкретных «вех» программы, с указанием ответственных за выполнение мероприятий, источников и объемов финансирования. План мероприятий будет утверждаться на три года, что предполагает его ежегодное обновление.
Ожидаемые результаты принятия проекта плана
Разработчики проекта плана надеются с его помощью устранить ключевые правовые ограничения для развития цифровой экономики и определить первоочередные базовые правовые понятия и институты, необходимые для её развития.
Будут созданы ключевые правовые условия для развития национальных высокотехнологичных компаний, развивающих «сквозные» технологии и управляющих цифровыми платформами, которые работают на глобальном рынке и формируют вокруг себя систему стартапов, исследовательских коллективов и отраслевых предприятий, обеспечивающую развитие цифровой экономики.
Предпосылки
В план включены мероприятия, направленные на устранение административных и правовых барьеров, которые мешают бизнесу выходить на существующие и на формирующиеся высокотехнологичные рынки, в том числе:
- устаревшие правила и процедуры хранения электронных документов, не позволяющие перейти на полноценный электронный документооборот;
- отсутствие унифицированных правил подачи электронных документов в суды и допустимости электронных доказательств, дистанционного взаимодействия в судебном процессе и со сторонами исполнительного производства;
- отсутствие электронного нотариата, неопределённости легального применения электронных систем независимой фиксации юридических фактов как третьей доверенной стороны и электронных систем альтернативных механизмов разрешения споров;
- ограниченного доступа к государственным информационным системам, в т.ч. для организаций, обязанных проводить идентификацию;
- расширенного толкования требований по обработке персональных данных, а также отсутствие единообразного толкования при определении сведений, составляющих охраняемые законом виды тайн;
- возможные ограничения конкуренции в сфере цифровых технологий из-за неприменимости традиционных антимонопольных норм (в т.ч. злоупотребление доминирующим положением, согласованные действия, дискриминация потребителей и др.);
- неэффективный механизм налогового стимулирования сектора IT и выполнения НИОКР;
- отсутствие правовых оснований для частно-государственного партнёрства в сфере IT, а также норм, стимулирующих государственные закупки отечественного ПО;
- избыточного и устаревшего регулирования формирования и предоставления отчётности и формирования государственных реестров;
- негармонизированного правового регулирования цифровой экономики на пространстве ЕАЭС;
Планом мероприятий предусмотрено также внесение в нормативное поле изменений, устраняющих такие неопределённости во взаимоотношениях субъектов экономических отношений («серой зоны»), как:
- отсутствие унифицированных требований по идентификации, ограниченный перечень способов идентификации субъектов и объектов в гражданских правоотношениях и во взаимодействии с государственными органами, низкое проникновение и удобство использования электронной подписи;
- отсутствие правовой определённости и единообразного толкования норм гражданского права при совершении сделок и заключении договоров в электронной форме, в т.ч. между компаниями и потребителями, а также при заключении автоматизированных (самоисполняемых) сделок и договоров;
- отсутствие правовой определённости при использовании данных, при определении прав владельцев и пользователей таких данных, ответственности, уровней доступа;
- отсутствие правовой определённости при создании и обороте программного обеспечения, цифровых моделей и иных результатов интеллектуальной деятельности, подтверждении юридически значимых фактов;
- отсутствие комплексного правового регулирования в сфере создания и использования киберфизических систем (роботов. – ред.), в т.ч. определения прав и обязанностей субъектов, их ответственности, порядка ввода киберфизических систем в эксплуатацию, их использования и оборота;
- неопределённость легального применения цифровых технологий, применяемых в финансовой сфере (в т.ч. таких, как «технология распределенных реестров», «цифровой аккредитив», «цифровая закладная», «криптовалюта», «токен», «смарт-контракт», «краудфандинговая деятельность», ICO и др.);
- отсутствие национальных стандартов в сфере использования технологий больших данных, Интернета вещей, умного производства, умного города, искусственного интеллекта, информационной безопасности и т.п.
Мероприятия плана
Для устранения перечисленных правовых ограничений в план включено 13 блоков мероприятий, нацеленных на:
1. формирование правовых условий для формирования единой цифровой среды доверия;
2. создание правовых условий для формирования сферы электронного гражданского оборота;
3. обеспечение благоприятных правовых условий для сбора, хранения и обработки данных;
4. формирование правовых условий для наиболее эффективного использования результатов интеллектуальной деятельности в условиях цифровой экономики;
5. обеспечение благоприятных правовых для внедрения и использования инновационных технологий на финансовом рынке;
6. принятие нормативных правовых актов в целях стимулирования развития цифровой экономики;
7. реализовать комплекс мер по совершенствованию механизмов стандартизации;
8. формирование правовых условий в сфере судопроизводства и нотариата в связи с развитием цифровой экономики;
9. формирование правовых условий для внедрения новых правил сбора отчетности, в том числе статистической информации;
10. определение позиции Российской Федерации по вопросам, способствующим развитию цифровой экономики и гармонизации подходов в этой сфере на пространстве ЕАЭС;
11. разработку концепции комплексного регулирования отношений, возникающих в связи с развитием цифровой экономики;
12. разработку концепции организации процесса управления изменениями в области регулирования цифровой экономики;
13. организацию осуществления центром компетенций функций по совершенствованию и мониторингу правового регулирования цифровой экономики, методическому обеспечению системы подготовки кадров по вопросам, связанным с регулированием цифровой экономики.
В соответствии с планом, уже в 2018 году должны быть разработаны и приняты, в том числе такие законы, как
- закон, направленный на унификацию требований по идентификации, расширение возможностей и способов идентификации;
- о внедрении безбарьерных систем взимания платы («свободный поток») за проезд по платным автомобильным дорогам;
- закон, направленный на расширение способов идентификации граждан при получении телемедицинских услуг;
- закон в части уточнения понятия электронного документа, определения процедур хранения документов, в том числе электронных, использования и хранения электронного дубликата (электронного образа) документа;
- законы в части формирования благоприятных правовых условий для сбора, хранения и обработки данных с использованием новых технологий;
- закон в части определения автоматизированных (самоисполняемых) сделок, в том числе договоров как формы исполнения обязательства;
- закон в части адаптации антимонопольного законодательства к потребностям цифровой экономики.
В 2019 году планируется принять законы для определения статуса цифровых технологий, применяемых в финансовой сфере, и их понятий; закон в части поддержки производителей решений в сфере IT и ПО; закон в части уточнения порядка деятельности нотариусов.
В 2020 – закон о формировании благоприятных правовых условий для сбора, хранения и обработки персональных данных с использованием новых технологий, законы в части определения состава сведений, составляющих соответственно банковскую тайну, тайну связи, врачебную тайну, и порядка их передачи третьим лицам.
Финансирование
По оценке разработчиков плана, по направлению «Нормативное регулирование» в 2018 году потребуется 647,5 миллиона рублей (в т.ч. 267,5 из федерального бюджета), в 2019 году – 1,5 миллиона рублей из федерального бюджета.
За реализацию плана мероприятий по направлению «Нормативное регулирование» отвечает Министерство экономического развития Российской Федерации.
Документ опубликован для общественного обсуждения, которое продлится до 11 декабря.
Цели направления, касающегося нормативного регулирования, является формирование новой регуляторной среды, обеспечивающей благоприятный правовой режим для возникновения и развития современных технологий, а также для осуществления экономической деятельности, связанной с их использованием (цифровой экономики).
По этому направлению предполагается:
- создание постоянно действующего механизма управления изменениями и компетенциями (знаниями) в области регулирования цифровой экономики;
- снятие ключевых правовых ограничений и создание отдельных правовых институтов, направленных на решение первоочередных задач формирования цифровой экономики;
- формирование комплексного законодательного регулирования отношений, возникающих в связи с развитием цифровой экономики;
- принятие мер, направленных на стимулирование экономической деятельности, связанной с использованием современных технологий, сбором и использованием данных;
- формирование политики по развитию цифровой экономики на территории Евразийского экономического союза, гармонизацию подходов к нормативному правовому регулированию, способствующих развитию цифровой экономики на пространстве Евразийского экономического союза;
- создание методической основы для развития компетенций в области регулирования цифровой экономики.